99. Мост
а —фасад с железнодорожными пролетными строениями; б — фасад с автодорожными пролетными строениями; в — план пролетных
строений
После прекращения работ по строительству опорные углы пролетного строения 4—5 были установлены на месте опорной части, а под домкратную балку была подведена шпальная клетка.
За несколько часов до аварии под опорный узел верховой фермы на опоре № 4 (со стороны пролета 3— 4) была также подведена шпальная клетка. Попытки приподнять опорный узел с помощью 200-тонного домкрата, чтобы подбить шпальные клетки и выправить фа-сонку, не увенчались успехом. Было решено подбить клинья под клетки, не поднимая опорного узла, а затем снять и перенести железобетонные плиты, временно уложенные на первой панели фермы вблизи пояса.
Появившаяся за день до аварии деформация фасо-нок опорного узла продолжала нарастать. Заклепки крепления домкратной балки к фасонке узла испытывали чрезмерное напряжение и сильно деформировались. Образовавшиеся на фасонке складки свидетельствовали о потере его местной устойчивости, что и привело к начавшемуся и быстро развивавшемуся обрушению пролетного строения со смещением его с опорных частей (рис. 100).
100. Опорный узел верховой фермы до разрушения
Принятый в проекте организации работ метод навесной сборки пролетных строений требовал устройства замковых частей, которые превращали систему моста в неразрезную. В последующем эти замковые части в опорных углах и верхних поясах ферм должны снимать, а в узлах ставить диафрагмы и проводить выклепыва-ние. После этого устраивают железобетонную проезжую часть. При соблюдении такой последовательности монтажа фасонки опорных узлов обладают достаточной надежностью.
Обрушение двух металлических пролетных строения пятипролетного автодорожного моста
В конце 1967 г. обрушились два металлических пролетных строения пятипролетного автодорожного моста. Мост имел два крайних пролета по 42,5 м и три средних по 88 м (рис. 99). Мост был полностью смонтирован, а в трех первых пролетах была закончена укладка железобетонной проезжей части. На двух пролетах (2—3 и 8—4) были сложены плиты для проезжей части последующих пролетов.
В конце 1967 г. обрушились два металлических пролетных строения пятипролетного автодорожного моста. Мост имел два крайних пролета по 42,5 м и три средних по 88 м (рис. 99). Мост был полностью смонтирован, а в трех первых пролетах была закончена укладка железобетонной проезжей части. На двух пролетах (2—3 и 8—4) были сложены плиты для проезжей части последующих пролетов.
Проведенным на месте обследованием установлено, что первые деформации фасонки опорного узла были замечены накануне обрушения во время установки нижней диафрагмы опорного узла главной фермы на опоре № 4. Диафрагма не входила свободно на предназначенное место, и ее пытались забить кувалдой. При этом было обнаружено, что фасонки опорного узла в значительной мере выпучивались и опорную диафрагму установить было невозможно. Замеченные в это время колебания пролетного строения были вызваны, по всей вероятности, внезапным деформированием фасонки, возможно, в момент ударов кувалдой по диафрагме.
101. Опорный узел вербовой фермы после разрушения
Падение пролетного строения 3—4 повлекло за собой обрушение скрепленного с ним пролетного строения 4—5. Обрушению пролетных строений в сторону верховий реки способствовало также отсутствие достаточной жесткости стойки наклонного портала, оставленного без связей, и слабое крепление горизонтальных связей.