Обрушение двух металлических про­летных строения пятипролетного автодорожного моста

В конце 1967 г. обрушились два металлических про­летных строения пятипролетного автодорожного моста. Мост имел два крайних пролета по 42,5 м и три средних по 88 м (рис. 99). Мост был полностью смонтирован, а в трех первых пролетах была закончена укладка желе­зобетонной проезжей части. На двух пролетах (2—3 и 8—4) были сложены плиты для проезжей части после­дующих пролетов.

В конце 1967 г. обрушились два металлических про­летных строения пятипролетного автодорожного моста. Мост имел два крайних пролета по 42,5 м и три средних по 88 м (рис. 99). Мост был полностью смонтирован, а в трех первых пролетах была закончена укладка желе­зобетонной проезжей части. На двух пролетах (2—3 и 8—4) были сложены плиты для проезжей части после­дующих пролетов.
 

Обрушение двух металлических про­летных строения пятипролетного автодорожного моста

99. Мост
а —фасад с железнодорожными пролетными строениями; б — фасад с автодорожными пролетными строениями; в — план пролетных
строений

 
Проведенным на месте обследованием установлено, что первые деформации фасонки опорного узла были за­мечены накануне обрушения во время установки нижней диафрагмы опорного узла главной фермы на опоре № 4. Диафрагма не входила свободно на предназначенное место, и ее пытались забить кувалдой. При этом было обнаружено, что фасонки опорного узла в значительной мере выпучивались и опорную диафрагму установить было невозможно. Замеченные в это время колебания пролетного строения были вызваны, по всей вероятности, внезапным деформированием фасонки, возможно, в мо­мент ударов кувалдой по диафрагме.
После прекращения работ по строительству опорные углы пролетного строения 4—5 были установлены на месте опорной части, а под домкратную балку была под­ведена шпальная клетка.
За несколько часов до аварии под опорный узел верховой фермы на опоре № 4 (со стороны пролета 3— 4) была также подведена шпальная клетка. Попытки приподнять опорный узел с помощью 200-тонного дом­крата, чтобы подбить шпальные клетки и выправить фа-сонку, не увенчались успехом. Было решено подбить клинья под клетки, не поднимая опорного узла, а затем снять и перенести железобетонные плиты, временно уложенные на первой панели фермы вблизи пояса.
Появившаяся за день до аварии деформация фасо-нок опорного узла продолжала нарастать. Заклепки крепления домкратной балки к фасонке узла испытыва­ли чрезмерное напряжение и сильно деформировались. Образовавшиеся на фасонке складки свидетельствовали о потере его местной устойчивости, что и привело к на­чавшемуся и быстро развивавшемуся обрушению про­летного строения со смещением его с опорных частей (рис. 100).
Опорный узел верховой фермы до разрушения
 
100. Опорный узел верховой фермы до разрушения
Опорный узел вербовой фермы после разрушения
 
101. Опорный узел вербовой фермы после разрушения
 
Падение пролетного строения 3—4 повлекло за собой обрушение скрепленного с ним пролетного строения 4—5. Обрушению пролетных строений в сторону верхо­вий реки способствовало также отсутствие достаточной жесткости стойки наклонного портала, оставленного без связей, и слабое крепление горизонтальных связей.
Принятый в проекте организации работ метод навес­ной сборки пролетных строений требовал устройства замковых частей, которые превращали систему моста в неразрезную. В последующем эти замковые части в опорных углах и верхних поясах ферм должны снимать, а в узлах ставить диафрагмы и проводить выклепыва-ние. После этого устраивают железобетонную проезжую часть. При соблюдении такой последовательности мон­тажа фасонки опорных узлов обладают достаточной на­дежностью.

Добавить комментарий