Процесс обрушение оболочек

Обрушение оболочек началось с двух крайних шедов в направлении 12-метрового пролета. С перерывом в не­сколько минут разрушились еще два примыкающих к ним шеда; спустя примерно 30 мин авария распростра­нилась далее в направлении пролета 12 м. Дальнейшее разрушение произошло за очень короткий срок последо­вательно ряд за рядом и прекратилось на оси М, где ока­залась кирпичная стенка, выложенная в плоскости ко­лонн и диафрагмы. Всего таким образом обрушилось 9 спаренных шедов, т.е. 18 оболочек покрытия в осях 12— 14 между рядами Б — М.

Читать далее

Результаты обследования и испытания материалов обрушившихся шедовых конструкций

В результате обследования и испытания материалов обрушившихся шедовых конструкций, а также шедового покрытия неэксплуатируемой части комбината было установлено следующее.
Два первых обрушившихся шеда в прошлом были за­бетонированы дважды; при распалубке бетон рассыпал­ся, и они были забетонированы вторично.

Читать далее

Анализ недостатков строительства шедового покрытия и конструктивного решения

На основе анализа недостатков строительства шедового покрытия и конструктивного решения его комисси­ей Госстроя СССР признано, что обрушение части по­крытия произошло в результате совокупности ряда при­чин, к которым следует отнести:
а) отклонение от проекта при производстве работ в части устройства стыков Передерия в местах сопряже­ния растянутой арматуры затяжки диафрагмы с арма­турой оголовка колонны, что было обнаружено в авгуСте 1954 г. в связи с появлением трещин в местах примы­кания затяжек к колоннам. Для усиления ячеек рядом с железобетонными затяжками в уровне их верхней грани были поставлены стальные затяжки из двух швеллеров № 16 длиной 42 м с заклиниванием в торце. К упущени­ям при производстве работ следует отнести также и то, что своевременно не было обращено внимание на откло­нение колонн от вертикали при отрыве передвижной опа­лубки от бетона. Это отклонение и раскрытие шва в мес­те примыкания затяжки к колонне указывало на нали­чие смещений в стыке Передерия вследствие смятия бетона;

Читать далее

Восстановление обрушившейся части покрытия

Обрушившаяся часть покрытия была восстановлена по ранее разработанному и осуществленному   проекту, который предусматривал следующие мероприятия, на­правленные на повышение общей пространственной жесткости конструкции:
через каждые три пролета в направлении 12-метро­вого пролета произведена разрезка конструкции путем устройства двух диафрагм на спаренных колоннах сече­нием 40X60 см;
увеличена жесткость бортовых элементов в направ­лении 12-метровых пролетов в местах их примыкания к колоннам путем устройства утолщений у колонн до 40см с постепенным уменьшением на протяжении 1,5…20 см, с укладкой по расчету верхней арматуры, образующей рамное соединение с колоннами;

Читать далее

Анализ причин обрушения части шедового покрытия

Переходя к анализу причин обрушения части шедового покрытия, нужно отметить, что вскрытые недостатки тонкостенной конструкции шедового покрытия и спосо­бы возведения его являются следствием того, что конст­рукция этого покрытия еще недостаточно изучена в рас­четном, конструктивном и производственном отношени­ях.\’ Кроме того, следует обратить внимание, что эта кон­струкция, главным образом в направлении 12-метрового пролета, допускает образование глубоких (свыше 2,5 м)\’ снеговых мешков, которые при отсутствии снгтотаялок создают обледенение и дополнительные нагрузки в на­правлении 12-метрового пролета, в котором, как указы­валось выше, конструкция покрытия не обладает доста­точной пространственной жесткостью.

Читать далее

Ката­строфическое обрушение «Конгрессхалле»

До 1959 г. одноэтажные здания с шедовыми покры­тиями были основным объемно-планировочным решени­ем при проектировании и строительстве предприятий прядильно-ткацкого производства текстильной промыш­ленности. Шедовые покрытия решались с ориентацией световых проемов на север. В отличие от других видов фонарей шеды исключают попадание в цехи прямых сол­нечных лучей, которые затрудняют наблюдение за техно­логическим процессом.
Конструкции типовых шедовых ячеек непрерывно со­вершенствуются. Применялось большое число ячеек с различными сетками колонн и с различными конструк­тивными решениями: монолитные конструкции с сетками колонн 8X12, 9X12, 12×12 и 12×21 м; сборные желе­зобетонные, в том числе предварительно напряженные с сетками колонн 8Х 12 и 9Х 12 м.
Несмотря на это, строительство зданий с шедовыми покрытиями, особенно в районах с большими снежными покровами, встречает серьезные возражения вследствие трудности эксплуатации в зимнее время. Многолетний опыт эксплуатации таких зданий в ряде районов пока­зал, что шеды заносятся снегом, удаление которого прак­тически невозможно или связано с большими трудно­стями.
Так как в помещениях с шедовыми покрытиями из-за большого числа проемов верхнего света трудно поддер­живать средствами вентиляции требуемый температурно влажностный режим, то эти здания не являются опти­мальными

Читать далее

ШЕДОВОЕ ПОКРЫТИЕ МЕЛАНЖЕВОГО КОМБИНАТА

В 1956 г. произошло обрушение части монолитного железобетонного шедового покрытия меланжевого ком­бината площадью 5 тыс. м2.
Строительные работы по возведению комбината были начаты в 1952 г. К моменту обрушения из общей площа­ди комбината около 60 тыс. м2 цехи площадью 14 тыс. м2 эксплуатировались с III квартала 1955 г., в цехах пло­щадью 12 тыс. м2 монтировалось оборудование, на пло­щади 4 тыс. м2 велись отделочные работы и на площади 30 тыс. м2 было выполнено только шедовое покрытие и сложены наружные ограждающие стены.
Покрытие комбината было запроектировано шедовым монолитным в виде железобетонных оболочек двоякой кривизны с сеткой колонн 12×21 м. Проект меланжевого комбината был разработан специализированной проектной организацией в 1951 г. и предусматривал разме­щение всех производственных цехов в одноэтажном кор­пусе под одной кровлей.

Читать далее

Теоретическое и натурально-эк­спериментальное исследование конструкции

Учитывая новизну конструкции, проектировавшейся и применявшейся на практике впервые, было произведе­но широко поставленное теоретическое и натурально-эк­спериментальное исследование конструкции, задачей ко­торого было выявление действительного характера ра­боты сооружения в целом и возможность его облегчения.

Читать далее

Верхнее строение агрегата

Верхнее строение агрегата состоит из ряда металли­ческих ферм, по которым уложены деревянные прогоны и деревянная опалубка из двух перекрестных слоев теса, очертание которой соответствует поверхности оболочки. Это строение покоилось на четырех металлических ко­лоннах. К двум задним колоннам оно прикреплено непод­вижными шарнирами. Опирание на передние колонны осуществляется через съемные траверсы.
При удалении траверс возможно опускание переднего конца верхнего строения при помощи системы канатов и блоков, приводимых в действие лебедкой, с вращением верхнего строения вокруг неподвижного шарнира у зад­них колонн. Колонны покоятся на базе агрегата, пред­ставляющей систему перекрестных ферм. На этой же базе установлены лебедки для опускания и подъема аг­регата и перемещения его в горизонтальном направлении.

Читать далее

Цикл строительных работ

Весь цикл строительных работ, начиная с установки агрегата в рабочее положение до передвижения его на следующую позицию, по опыту строительства опреде­лялся в летнее время в 10 рабочих дней. При этом не принимались меры по ускорению твердения бетона. Рас­палубка производилась при достижении бетоном кубиковой прочности.
Для индустриализации арматурных работ армирова­ние конструкций-производилось сварными каркасами. Число типов их по мере освоения конструкции на произ­водстве сокращалось и в конечном счете свелось только к пяти типам каркасов массой 40…470 кг, армирующих всю конструкцию, кроме собственно оболочки.

Читать далее