Разрушение мола в результате сильного шторма

В феврале 1978 г. в результате сильного шторма был разрушен начатый строительством в 1973 г. мол, ограж­дающий гавань порта Синиш в Португалии (рис. 106). Этот мол — один из самых крупных сооружений подоб­ного типа. Мол предназначался для защиты порта от океанской волны и для прокладки нефтепроводов. Тело мола запроектировано откосного типа и отсыпано из горной (карьерной) смеси в виде несортированного кам­ня с укреплением откосов крупным камнем.

В феврале 1978 г. в результате сильного шторма был разрушен начатый строительством в 1973 г. мол, ограж­дающий гавань порта Синиш в Португалии (рис. 106). Этот мол — один из самых крупных сооружений подоб­ного типа. Мол предназначался для защиты порта от океанской волны и для прокладки нефтепроводов. Тело мола запроектировано откосного типа и отсыпано из горной (карьерной) смеси в виде несортированного кам­ня с укреплением откосов крупным камнем.
Со стороны океана поверх камня уложен верхний слой из крупных бетонных блоков (без армирования) массой 42 т. Бетонная надстройка включает парапет с криволинейным очертанием волноотбойной стенки. Вдоль надстройки проходит автомобильная дорога и уложены нефтепроводы, которые подходят к трем нефтепричалам, примыкающим к молу и построенным на основании из колонн-оболочек. По данным наблюдений высота волны в районе мола 8…10 м, но может достигать 13 м.
В результате воздействия штормовых волн были раз­рушены крепления из крупных бетонных блоков по всей 1500-метровой длине мола и большая часть бетонной надстройки.
Порт Синиш и мол, защищающий гавань
 
106. Порт Синиш и мол, защищающий гавань
1 — танкер грузоподъемностью 500 тыс. т; 2 — то же, 350 тыс, т; 3 — то же, 100 тыс. т; 4 — танкер для сжиженного газа 4,5 тыс. т; 5, 6 — причалы неф­тепродуктов; 7 — танкер грузоподъемностью 12 тыс. т; 8 — то же, 20 тыс. т; 9 — причалы нефтехимического комплекса; 10 — причалы сырой нефти; 11—> причалы генеральных грузов; 12 — судно грузоподъемностью 45 тыс. т; 13 — то же, 150 тыс. т; 14 — то же, 250 тыс. т; 15 — то же, 125 тыс. т; 16 — то же, 20 тыс. т; 17 — причалы железной руды; 18—Камень 3…6 м; 19 — иефтепро-воды; 20 — волноотбойная стенка; 21 — сортированный карьерный материал; 22 — горная масса (несортированный материал); 23 — камень 0,25…! т; 24— бетонные блоки (долосы) 42 т- 25 —камень 3…6 т; 26 — средний уровень мо­ря; 27 —камень 16…20 т; 28 — камень 9…20 т; 29 — камень 0,5…6 т; 30 — фильтровый материал; 31 — коренная скальная порода
Несмотря на то что сооружение запроектировано в со­ответствии с принятой практикой и нормами, оно все же
не выдержало шторма, что вызвано неудовлетворитель­ным использованием исходных данных и методами рас­чета. Проект мола, строящегося на большой глубине и находящегося под воздействием океанских волн, разра­батывался на основе методики, принятой для расчета от­носительно небольших оградительных сооружений при меньшей глубине воды. Недостатком, проекта является также сложное сочетание слоев материалов, образующих тело мола. При строительстве на больших глубинах трудно не только обеспечить требуемую проектом после­довательность укладки материалов, но и контролировать эту работу.
Экспертиза проекта отмечала чрезмерно крутое (1 : 1,5) заложение откоса со стороны открытого склона. Головная часть мола с откосами 1 : 2 оказалась повреж­денной меньше, чем тело мола на остальной длине.
Статическое напряжение в блоках, возникающее от действия массы, обычно пропорционально их длине. Иными словами, чем длиннее такой блок, тем больше в нем возникает напряжения. Имеется предел размеров блока, при котором он уже не может выдержать напря­жения от собственной массы. Кроме того, существует и предельная нагрузка для блока, находящегося в нижней части наброски, когда его масса и масса расположенных над ним блоков превышает сопротивление материала блока.

Добавить комментарий