Рассмотрение обстоятельств обрушения

При рассмотрении обстоятельств обрушения было установлено, что при изготовлении стропильных железо­бетонных ферм имели место отступления от проекта, не­достаточно осуществлялся контроль за выполнением отдельных операций, а опалубочные формы были низко­го качества. Каркасы растянутых раскосов ферм выпол­нялись не по проекту, в связи с чем анкеровка их в ниж­нем поясе уменьшена.
В ряде случаев применялись каркасы с изогнутыми поперечными стержнями. Принятая фиксация закладных деталей не обеспечивала их проектного положения. Детали, предназначенные для крепления стоек ме­таллического фонаря, не имели болтов с гай­ками.
Арматурные каркасы не имели соответствующих би­рок и складировались на земле внавал. При установке спорных закладных деталей в опалубку анкерные стерж­ни в отдельных случаях срезались, при этом они заменя­лись другими стержнями, приваренными к листу фланго­вым швом, либо вовсе отсутствовали.

При рассмотрении обстоятельств обрушения было установлено, что при изготовлении стропильных железо­бетонных ферм имели место отступления от проекта, не­достаточно осуществлялся контроль за выполнением отдельных операций, а опалубочные формы были низко­го качества. Каркасы растянутых раскосов ферм выпол­нялись не по проекту, в связи с чем анкеровка их в ниж­нем поясе уменьшена.
В ряде случаев применялись каркасы с изогнутыми поперечными стержнями. Принятая фиксация закладных деталей не обеспечивала их проектного положения. Детали, предназначенные для крепления стоек ме­таллического фонаря, не имели болтов с гай­ками.
Арматурные каркасы не имели соответствующих би­рок и складировались на земле внавал. При установке спорных закладных деталей в опалубку анкерные стерж­ни в отдельных случаях срезались, при этом они заменя­лись другими стержнями, приваренными к листу фланго­вым швом, либо вовсе отсутствовали.
Имело место значительное отступление от проектной величины бетонного защитного слоя. Внутренние борто­вые щиты опалубки, выполненные из дерева, были низ­кого качества, особенно в угловых сопряжениях, что во многих случаях приводило к уменьшению сечения эле­ментов ферм в местах вутов. Закрепление ферм из пло­скости на панелевозе производилось в двух точках (в местах крайних стоек решетки), в результате чего верх­ний пояс на длине 18 м не был развязан и подвергался деформациям при перевозке.
При осмотре металлических конструкций фонарей отступлений от чертежей КМД при заводском изготов­лении не обнаружено, но при укрупнительной сборке фонарей на строительной площадке сварные швы в коньке фермы выполнялись не на полную длину.
В марте 1965 г. на площадке велись работы по монтажу строительных конструкций, кладке внутренних про­дольных кирпичных стен и укладке утеплителя на по­крытии цеха.
К моменту обрушения все колонны цеха были смон­тированы, а в пролетах Б—В и В—Г между осями 33—54 были установлены фермы и фонари, а также уло­жены плиты покрытия. Подкрановые балки в месте об­рушения цеха не были установлены. В остальной части цеха они частично были смонтированы в отдельных про­летах. Предусмотренные проектом горизонтальные крес­товые металлические связи по верхним поясам железо­бетонных ферм в пределах обеих крайних подфонарных панелей каждого температурного блока не были смон­тированы.
По оси Г между осями 33—54 была возведена кир­пичная стена толщиной 1,5 кирпича на всю высоту ко­лонн без связи с ними. Между осями 44—53 в пролетах Б—В и В—Г были уложены пенобетонные плиты утеп­лителя.
Непосредственно перед аварией на покрытии проле­тов Б—В и В—Г между осями 44—54 велись работы по укладке плит утеплителя и подготовительные работы по устройству торцевой стены фонаря. В пролете Б—В между осями 45—46 был установлен мачтовый подъем­ник, которым подавались на кровлю плиты утеплителя. У стены Г со стороны пролета Г—Д между осями 51—54 находился автокран, которым подавались на крышу дос­ки для обшивки фонаря.
Обрушение металлических конструкций фонаря и сборных ферм произошло в пролете В—Б между осями 46—53 и в пролете В—Г между осями 44—53. По дан­ным метеорологического бюро, погода в районе строи­тельства цеха была безветренная, ясная, температура воздуха 8°С; взрывных работ вблизи строительной пло­щадки не производилось.
По заявлению очевидцев, находившихся в районе об­рушения, авария началась в пролете В—Г и быстро развивалась в направлении от оси 53 к оси 44. Затем обрушились конструкции в соседнем пролете Б—В меж­ду осями 45—55. Из 12 стропильных ферм, перекрывав­ших пролет В—Г в пределах температурного блока, во-семь обрушились, а по две фермы с обоих торцов темпе­ратурного блока сохранились вместе с частью плит, т. е. обрушились все стропильные фермы с фонарями только в пределах фонарного блока. В пролете Б—В обрушились шесть ферм с фонарями по осям 47—52. Кроме того, обрушились колонны, расположенные на пе­ресечении осей Б—47, В—50, Г—50, В—52, и участок стены по оси Г между осями 49—51.
В результате аварии 14 упавших ферм вместе с ме­таллическими конструкциями фонарей и плитами покры­тия оказались разрушенными и непригодными к даль­нейшему использованию. Характер расположения обру­шившихся конструкций совпадает с показаниями очевид­цев относительно возникновения аварии в районе осей 52—53 пролета В—Г, а также распространения ее в на-направлении к оси 44 и на пролет Б—В.
Особое внимание обращает на себя характер обру­шения конструкций, падавших в пролете В—Г в сторону оси 54. Так, торцевая металлическая ферма фонаря по оси 53, высота которой равна 4 м, вместе с четырьмя кровельными плитами лежала на сохранившемся бесфо­нарном участке покрытия — двух фермах с плитами по осям 53 и 54. Концы переломившихся плит (длиной при­мерно по 2 м) свисали с верхнего пояса железобетонной фермы (ось 53) в сторону оси 52, а торцевая ферма фо­наря, которая была расположена с другого конца фо­нарного участка, по оси 44, обрушилась вниз.
Колонны на осях В—50 и /—50 упали внутрь проле­та В—Г, а колонны на осях Б—47 и В—52 — внутрь пролета Б—В, разрушившись у фундамента. При этом колонна В—52 при падении была развернута на 90° по часовой стрелке.
В пролете Б—В обрушились все конструкции фона­рей в осях 44—55, причем фермы фонарей по осям 44—45 лежали на железобетонных фермах в направле­нии оси 54, а торцевая ферма фонаря по оси 53 упала внутрь цеха.
При осмотре места аварии и обследовании обрушив­шихся конструкций выявлено следующее. В пролете В—Г, который обрушился первым, предусмотренная проектом металлическая вертикальная крестовая связь фонаря между осями 44—45 не была смонтирована. Мно­гие плиты покрытия к верхним поясам фонаря не были приварены в трех точках, а только прихвачены коротки­ми швами. Железобетонные бортовые плиты фонаря и его прогоны остекления в зоне обрушения были уста­новлены только в нескольких местах.
Крепление средних стоек фонаря к фермам было выполнено с существенными отступлениями от проекта.

Добавить комментарий