Причина обрушения

Непосредственной причиной обрушения явилось, по-видимому, оттаивание раствора в нижнем шве южной торцевой стены корпуса А. Аналогичный шов на сохра­нившемся северном крыле здания имеет толщину 8… 12 см и выполнен из очень слабого раствора. Можно полагать, что он был таким же и на южном крыле. При оттаивании он, естественно, потерял прочность прежде всего снаружи здания, и южная торцевая стена утрати­ла устойчивость, Падая от здания, т. е. на юг, она повлекла за собой и перекрытия, которые в свою очередь потащили все поперечные стены, включая стену лестнич­ной клетки по оси 10.

Непосредственной причиной обрушения явилось, по-видимому, оттаивание раствора в нижнем шве южной торцевой стены корпуса А. Аналогичный шов на сохра­нившемся северном крыле здания имеет толщину 8… 12 см и выполнен из очень слабого раствора. Можно полагать, что он был таким же и на южном крыле. При оттаивании он, естественно, потерял прочность прежде всего снаружи здания, и южная торцевая стена утрати­ла устойчивость, Падая от здания, т. е. на юг, она повлекла за собой и перекрытия, которые в свою очередь потащили все поперечные стены, включая стену лестнич­ной клетки по оси 10.
Площадки и марши лестничной клетки упали в про­лет 10—11, так как из-под них обрушилась стена по оси 10. Конструкции лестницы опирались на сварные столи­ки из прокатного металла, которые не были сварены ни с этой стеной, ни с перекрытиями в осях 8—10.
Подтаивание шва торцевой стены привело к обруше­нию всех четырех пролетов крыла, так как вследствие указанных дефектов это крыло, по существу, не облада­ло продольной жесткостью. Таким образом, возникшие усилия от падения конструкций на часть корпуса в осях 10-11 повлекли за собой разрыв связей между перекры­тиями и поперечной и продольной стеной в этих осях. Согласно проекту, по оси 10 при применении в коротких пролетах панелей перекрытий шириной 2,4 м предусмат­ривалась установка шести связей. Между тем на сохра­нившихся участках перекрытий не видно никаких следов этих связей. Следует отметить, что конструкция связи такова, что она не могла воспринять возникшие при де­формации торца реальные усилия.
Все перечисленные дефекты монтажа и конструкций, несомненно, способствовали обрушению зданий, однако масштаб аварии мог бы быть гораздо меньшим, если бы крылья корпуса в натуре были надежно связаны с его лестничным ядром, в котором расположены продольные стенки жесткости, а также, если бы поперечные стены были заведены в наружные стены и тем самым вовлекли бы их в работу в продольном направлении.
Узел опирания панелей внутренних стен на перекры­тия из пустотелых плит с заделанными на концах пусто­тами запроектирован платформенным на растворе мар­ки 100, в который при монтаже здания в зимних услови­ях проектом рекомендуется вводить добавку поташа или натрия в размере 5 % массы воды затворения. Таким образом, в принятом решении конструкций несущих по­перечных стен предопределена резкая неравномерность их загружения по длине, приводящая к сильной концент­рации нагрузки на узкие коридорные панели типа III. Погонная нагрузка, действующая на эти панели, приня­та в 5 раз больше, чем на панели, находящиеся с другой стороны этих стен.
Проверка несущей способности поперечных стен, вы­полненных точно по проекту, показывает, что их проч-
ность достаточна на глухих участках стен. Что касается узких, пристенных участков этих стен, расположенных в коридорах, то их прочность в стыках первого этажа не удовлетворяет требованиям СНиП. Поверочные расчеты показали, что при расчетах на уменьшенные действую­щие нагрузки, принятые проектировщиком, прочность этих участков поперечных стен оказалась на пределе.

Добавить комментарий