Выводы о причинах обрушения

Анализируя все перечисленные факты состояния зда­ния, можно сделать следующие выводы о причинах обрушения. В период оттаивания обрушению предшество­вала оттепель, растворные швы в платформенных стыках оттаяли, что вызвало значительную деформацию. В ряде мест наблюдалось выдавливание раствора из швов. Раз­личная толщина швов по длине вследствие различных высот сечений настилов в опорном узле обусловила пере­распределение вертикальной нагрузки в стыках. В ре­зультате значительная доля нагрузки пришлась на наи­более высокие опорные участки настилов перекрытий, что привело к их локальному разрушению. Отсутствие заделки бетоном открытых каналов в настилах усугуби­ло процесс их разрушения.

Анализируя все перечисленные факты состояния зда­ния, можно сделать следующие выводы о причинах обрушения. В период оттаивания обрушению предшество­вала оттепель, растворные швы в платформенных стыках оттаяли, что вызвало значительную деформацию. В ряде мест наблюдалось выдавливание раствора из швов. Раз­личная толщина швов по длине вследствие различных высот сечений настилов в опорном узле обусловила пере­распределение вертикальной нагрузки в стыках. В ре­зультате значительная доля нагрузки пришлась на наи­более высокие опорные участки настилов перекрытий, что привело к их локальному разрушению. Отсутствие заделки бетоном открытых каналов в настилах усугуби­ло процесс их разрушения.
В результате деформаций растворных швов и мест­ных разрушений опорных зон настилов наиболее нагру­женная поперечная стена по оси 27 (см. рис. 12), со­стоящая по высоте из отдельных панелей, получила вертикальную осадку, что привело к излому стены по вертикальной оси и последующей потере устойчивости.
Возможна и другая причина обрушения. При оттаи­вании растворных швов в результате перераспределения вертикальной нагрузки в платформенном стыке в уровне перекрытия над подвалом нагрузка от вышележащих этажей передавалась на стеновую панель подвала «со­средоточенно», т. е. в пределах длины опирания какого-либо настила. В результате в ригелях стеновой подваль­ной рамы (панели) образовалась трещина вблизи опорных стоек. Нарушилась неразрезность верхнего ри­геля рамы (панели), что привело к полному ее разруше­нию и последующему обрушению вышележащих этажей.
Анализируя причины разрушения, можно сделать вы­вод, что главная причина аварийного состояния несущих конструкций здания — недостаточная несущая способ­ность платформенного стыка (наиболее слабое место в конструктивной схеме здания).
Конструктивные решения домов серии 1-467А для строительства в северных районах страны почти не от­личаются от решений домов, предназначенных для стро­ительства в зонах с умеренным климатом. Между тем условия строительства в северных районах обладают рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать при проектировании. Преобладающая продол­жительность зимнего периода производства работ, край­не низкие расчетные зимние температуры (—40…50°С), вызывающие в конструкциях значительные напряжения, требуют специальных решений. Кроме того, сборные изделия приходится транспортировать на значительные расстояния с многократными перевалками, что требует специального усиления конструкций.
В проектах домов для строительства в северных райо­нах должны быть предусмотрены меры по обеспечению необходимой прочности бетона в замоноличенных мон­тажных соединениях, в том числе и в платформенных стыках. Опыт строительства показывает, что заморажи­вание малоэффективно вследствие значительных дефор­маций при оттаивании. Более эффективное средство — обогрев бетона и раствора с постоянным контролем их прочности. Самое главное при устройстве платформен­ных стыков — не допускать значительных утолщений растворных швов.
Учитывая серийность строящихся зданий, необходимо усилить отдельные конструкции и узлы соединений, раз­работать меры по производству зимних работ и монта­жу, которые позволили бы повысить надежность несу­щих конструкций и предотвратить подобные аварии в дальнейшем.

Добавить комментарий