Обрушение главного корпуса обогатительной фабрики

В апреле 1964 г. на строительстве третьей очереди главного корпуса обогатительной фабрики произошло обрушение всех конструкций надземного строения этого корпуса.
Комиссия Госстроя СССР, рассмотрев проектную и исполнительную документацию, относящуюся к данному корпусу обогатительной фабрики, проведя исследования грунтов, фундаментов, отдельных узлов соединений и конструкций, изучив анализы механических характерис­тик образцов сталей, взятых из обрушившихся конструк­ций, и результатов геодезических съемок фундаментов и анкерных болтов, установила причины этой аварии.

В апреле 1964 г. на строительстве третьей очереди главного корпуса обогатительной фабрики произошло обрушение всех конструкций надземного строения этого корпуса.
Комиссия Госстроя СССР, рассмотрев проектную и исполнительную документацию, относящуюся к данному корпусу обогатительной фабрики, проведя исследования грунтов, фундаментов, отдельных узлов соединений и конструкций, изучив анализы механических характерис­тик образцов сталей, взятых из обрушившихся конструк­ций, и результатов геодезических съемок фундаментов и анкерных болтов, установила причины этой аварии.
Главный корпус
 
46. Главный корпус
1— стальная ферма; 2 —стальная колонна; 3 — кран-балка; 4—мостовой кран
 
Главный корпус третьей ечереди строительства пред­ставляет собой каркасное здание, состоящее из пяти про­летов общей шириной 113,5 м (рис. 46). Пролеты здания имеют размеры в пролетах: Б—Г 15 м; Д—Е 24 м; Ж—И 7,5 м; И—К 30 м и К—Л 36 м. Пролет Б—Г без мостовых кранов, имеющий высоту до нижнего пояса стропильных ферм 27,7 м; пролет Д—Е высотой 27 м оборудован мостовыми кранами грузоподъемностью 250/30 и 20/5 среднего режима; пролет Ж—И (четырех­этажное отделение) общей высотой 18 м; пролет И—К высотой 15,5 м, в котором предусмотрен мостовой кран грузоподъемностью 5 т, и пролет К—Л без мостовых кранов высотой 12 м.
Несущие конструкции состоят из металлических ко­лонн по рядам Б, Г, Д, Е, Ж, И и К, железобетонных сборных колонн по ряду Л, металлических ферм. Покры­тие состоит из сборных плит размером 1,5X6 м, утеплен­ных пенопластом плотностью 260 кг/м3, гидроизоляцион­ного ковра из трех слоев рубероида по асфальтовой стя­жке. Стены по ряду Б—кирпичные самонесущиё толщиной в 2,5 кирпича — возведены по сборным железобетонным рандбалкам, а по ряду Л стоят на подпорной монолит­ной железобетонной стенке.
Расчетные нагрузки на здание приняты: снеговая 2000 Н/м2, ветровая — 700 Н/м2.
Проект архитектурно-строительной части и проект стальных конструкций КМ разработан специализирован­ным институтом. Стальные конструкции здания были изготовлены на заводе металлических конструкций по деталировочным чертежам КМД, разработанным КБ этого завода. Стальные конструкции   запроектированы из стали Зкп.
Обрушившаяся часть строящегося здания расположе­на между рядами Я и Л (два пролета размерами 30 и 36 м) в температурном блоке между осями 38—53. Об­щая площадь обрушения составляет 66-84 = 5544 м2. Кроме того, в осях 44—46 пролета Ж—И обрушились балки и плиты покрытия и перекрытия третьего и второ­го этажей. Строительство этой части здания было нача­то в ноябре 1962 г.
На момент аварии в этом участке были установлены колонны и подкрановые балки по ряду И, колонны и подкрановые балки по ряду К, все железобетонные ко­лонны по ряду Л и связи по колоннам этого ряда между осями 45—46; стропильные фермы со связями в осях 38—53 в пролете И—К; стропильные фермы со связями в осях 38—52 в пролете К—Л.
По установленным стропильным фермам были уло­жены сборные железобетонные плиты покрытия, утепли­тель и рубероидный ковер. По рядам И и Л были воз­ведены кирпичные стены, за исключением частей стен в осях 49—53, где кладка стен не была закончена.
В результате аварии на этом участке обрушились все стропильные фермы совместно с элементами покрытия и все колонны по оси К. Часть стены по ряду Л между осями 44—47 и две железобетонные колонны обрушились наружу здания. Остальные колонны и стена по ряду Л отклонились на 20…50 см. В пролете Ж—И обрушились две балки покрытия и плиты покрытия пролета в осях 44—45, балки и плиты перекрытия над третьим и вторым этажами в осях 44—46 вместе с кирпичными стенами в этих осях.
По данным метеостанции, температура воздуха коле­балась в пределах от —5,7 до +2,2 °С, максимальная скорость ветра достигла 8 м/с. .
Были проверены проекты стропильных ферм, соот­ветствие чертежей КМ и КМД и соответствие изготов­ленных ферм проектам, а также качество строительно-монтажных работ и последовательность производства работ, в результате чего было установлено:
институт при разработке проекта здания главного корпуса фабрики принял расчетную схему в поперечном разрезе как пятипролетную раму с жесткими заделками верхних узлов рам в пролетах Б—Г, Д—Е и Ж—И и с шарнирными опираниями стропильных ферм на колон­нах по рядам И, К, Л (см. рис. 46). В проекте КМ в узле крепления верхних поясов смежных стропильных ферм по ряду /С для оси 37 показана монтажная привар­ка соединительной планки к нулевым панелям верхних поясов над опорной стойкой этих ферм, что является ошибкой. Чертежи аналогичных узлов по другим осям в проекте КМ отсутствуют. В этом же узле дано подвиж­ное соединение поясов на овальных отверстиях. В типо­вом решении по альбому ПК-01-32 монтажных швов в этом узле не предусматривается;
в чертежах КМД не показаны монтажные швы при­соединения опорных плит ферм к оголовкам колонн, что является необоснованным отступлением от проекта КМ и типового решения по альбому ПК-01-32;
в натуре соединения стропильных ферм в нулевой панели над опорной стойкой по ряду К и соединение нулевой панели с оголовком колонны по ряду И выпол­нены жесткими путем приварки планок;
приварка опорных плит ферм к оголовкам колонн по ряду К, предусмотренная проектом КМ, не была осуще­ствлена;
плиты ПКЖ кровли не во всех точках соединения были приварены к поясам стропильных ферм;
по ряду К вертикальные связи по колоннам и часть распорок между колоннами не поставлены;
укладка утеплителя и изоляционного ковра по кровле выполнены до подливки несущих колонн по ряду К;
заделка болтов в фундаменты выполнена с больши­ми отклонениями от проектного положения. Размеры от­клонений достигают в среднем 60…70 мм. Наибольшее отклонение было равно 100 мм, а заложенные анкерные болты имели различные диаметры;
кирпичная кладка внутренних стен в пролете Ж—И и части стены по ряду Л выполнена некачественно.

Добавить комментарий