Обрушение двух пролетов отделения выплавки электродов электросталеплавильно­го цеха

В марте 1968 г. произошло обрушение двух пролетов отделения выплавки электродов электросталеплавильно­го цеха, представляющее собой четырехпролетное зда­ние длиной 144 м с пролетами — крайними по 30 мм и средними по 24 м. Шаг колонн по крайним рядам А и Ж принят 6 м, по средним — 12 и 24 м. Стропильные фермы были установлены через 6 м. По ряду Г между осями 3—11 и 12—23 запроектирован аэрационный фонарь (рис. 60).

В марте 1968 г. произошло обрушение двух пролетов отделения выплавки электродов электросталеплавильно­го цеха, представляющее собой четырехпролетное зда­ние длиной 144 м с пролетами — крайними по 30 мм и средними по 24 м. Шаг колонн по крайним рядам А и Ж принят 6 м, по средним — 12 и 24 м. Стропильные фермы были установлены через 6 м. По ряду Г между осями 3—11 и 12—23 запроектирован аэрационный фонарь (рис. 60).
Высота до нижнего пояса ферм в печном и разливоч­ных пролетах принята 21,87 м, в шахтовом и термичес­ком отделениях— 14,5 м. В печном пролете установлены два мостовых электрических крана грузоподъемностью по 50/10 т, в разливочном пролете — три таких же крана, в шихтовом пролете — два мостовых электрических крана со съемным магни­том и моторным грейфером грузоподъемностью 15/3 т и один мостовой пульпомаг-нитный кран грузоподъем­ностью 10/5 т, в термичес­ком пролете — три мостовых электрических крана грузо­подъемностью 30/5 т.
Фундаменты под колон­ны цеха запроектированы свайными с номолитными железобетонными роствер­ками. Колонны по рядам Б, В, Г и Д/Е стальные, по рядам Л и Ж сборные же­лезобетонные. Подкрановые балки стальные. Стропиль­ные и подстропильные фер­мы приняты по типовым проектам.
Жесткость и устойчи­вость цеха в поперечном на­правлении обеспечивается рамностью принятой конст­рукции с жестким закрепле­нием в фундаментах и шар­нирным опиранием конструкций покрытия на колонны, а в продольном направлении — постановкой портальных связей по всем рядам колонн. Шатер кровли развязан системой горизонтальных и вертикальных связей по ниж­ним и верхним поясам стропильных ферм и фонарей.
Конструктивная схема здания обычная для аналогич­ных цехов. В качестве несущих ограждающих конструк­ций покрытия приняты сборные железобетонные плиты размером 1,5X6 м. Наружные стены цеха выполнены из легкобетонных панелей. По железобетонным плитам кровли укладываются плитный утеплитель, асфальтовая стяжка и рубероидный ковер.
Монтаж здания должен был производиться в соот­ветствии с проектом производства работ. Общий проект производства работ не выполнялся и строительные ра­боты производились по локальным проектам организации работ, выполненным Оргтехстроем. Строительство отделения было начато в 1964 г. Были выполнены рабо­ты по устройству части свайных фундаментов. Следую-щий этап строительства осуществлялся с января 1965 г. по ноябрь 1966 г.
Расположение несущих конструкций
 
60. Расположение несущих конструкций
1 — колонны; 2 — стропильные фермы; 3 — подстропильные фермы
 
Фундаменты здания под монтаж металлоконструкций сдавались частями в период с декабря 1965 г. по 1967 г. Монтаж металлических и железобетонных конструкций был выполнен в период с января 1966 г. по октябрь 1967 г. Монтаж пролетов Г—Д и Е—Ж производился с перерывом в 12 мес из-за задержки сооружения фунда­мента под колонну каркаса по оси 17 ряда Д/Е.
Конструкции каркаса здания были сданы по техниче­ским актам в осях 1—15 рядов Л и Ж в ноябре 1966 г., в осях 15—25 рядов Л и Ж в октябре 1967 г.
Металлические конструкции для строительства отде­ления поставлял завод металлоконструкций с августа 1965 г. по июнь 1967 г. Металлические констркуции тран­спортировались на приобъектный склад по железной до­роге.
Сборные железобетонные конструкции поставля­лись специализированным предприятием и комбинатом подсобных предприятий. Специальная рабочая комиссия в январе 1968 г. оформила акт приемки отделения (со значительными недоделками).
Во время аварии, по данным местного Управления гидрометеорологической службы, состояние погоды ха­рактеризовалось следующими показателями: температу­ра воздуха 0…—2°С; ветер южный со скоростью 7 м/с и порывистый со скоростью 15 м/с; снежный покров в по­ле высотой 112 см (объемная масса не замерялась).
После аварии замерили толщину снежного покрова на кровле неразрушенных пролетов Е—Ж и А—В. Ре­зультаты 66 замеров показали, что максимальная тол­щина снежного покрова достигла 264 см на кровле про­лета Е—Ж и 190 см на кровле пролета А—Б.
Взвешивание проб снега, взятых на кровле этих про­летов, показало, что средняя плотность снега 20 марта составила 334 кг/м3, а в отдельных местах — 358 кг/м3.
В период, предшествущий аварии, погода характери­зовалась следующими показателями: минимальная тем­пература воздуха в январе 1967 г. достигла —37°С и в период с января 1967 г. по февраль 1968 г. была ниже —20 °С. Высота снежного покрова в поле с ноября 1967г. до марта 1968 г. увеличилась с 34 до 97 см, а средняя плотность возросла с 170 до 320 кг/м3.
Комиссией, обследовавшей аварию, были рассмотре­ны данные метеослужбы о высоте снежного покрова и его плотности за период 1940…1968 гг. Максимальная вы­сота снежного покрова, см: 1940…1950 гг. — 60…64; 1951…I960 гг. —60…87; 1961…1968 гг.—65…87. Норма­тивная снеговая нагрузка на 1 м2 площади поля колеба­лась в пределах 650…3100 Па. За последние четыре года она достигла наибольших значений, Па: 1964…1965 гг.— 1950; 1965…1966 гг.—1830; 1966…1967 гг.—1730; 1967… 1968 гг.— 3100.

Добавить комментарий