Надежность строительных систем

Надежность строительных систем при их проектировании, воз­ведении и эксплуатации в основном обеспечивается выполнением следующих условий: правильным выбором основных расчетных схем и предпосылок расчета, в наибольшей мере соответствующих дей­ствительной работе системы в процессе возведения и эксплуатации; достоверностью и полнотой инженерно-геологических и гидрогео­логических изысканий; выбором проектных решений, отвечающих современным требованиям, технологическим процессам изготовле­ния и возведения, а также условиям эксплуатации; выбором мате­риалов с соответствующими прочностными характеристиками в за­висимости от их назначения и значимости, от района строительст­ва, заданного сроки службы системы и условий ее эксплуатации; защитой при необходимости от коррозии всей системы или отдель­ных ее элементов (в зависимости от условий эксплуатации); учетом при проектировании природно-климатических, силовых и других воздействий, возникающих в процессах возведения и эксплуатации системы; учетом при проектировании и возведении поперечной и продольной жесткости и устойчивости системы; выполнением тре­бований государственных стандартов на строительные материалы, изделия и конструкции, а также нормативных документов по про­ектированию, строительству и эксплуатации; радиональными реше­ниями сопряжений и соединений (узлов, стыков) элементов системы с учетом условий возведения и монтажа системы; применением но­вых решении несущих и ограждающих конструкций и системы в целом в заданных условиях возведения и эксплуатации; строгим операционным, лабораторным и геодезическим контролем в процессе изготовления материалов и конструкций, а также в процессе строи­тельно-монтажных работ и эксплуатации.

Читать далее

Основная причина обрушения каркаса здания

Экспертная комиссия на основе рассмотрения проектно-технической документации, результатов физико-ме­ханических характеристик бетонов, арматуры, стальных грузовых тяг подъемников, полученных в результате испытания образцов, установила, что основной причиной обрушения каркаса здания является нарушение отдель­ных операций технологического процесса (несвоевремен­ная установка и удаление металлических клиньев в за­зорах между ядром жесткости и плитами перекрытий, частичное отсутствие деревянных клиньев в захватных гнездах, фиксирующих грузовые тяги подъемников).
Комиссия рекомендовала обследовать все здания, возводимые методом подъема перекрытий, и продолжить их строительство после устранения всех технологических отклонений и обеспечения проектных решений.

Читать далее

Ликвидация последствий обрушения

В целях ликвидации последствий обрушения было признано необходимым провести следующие мероприя­тия:
проектному институту выдать необходимую проект­ную документацию по восстановлению обрушившейся части здания (проект КМ), предусмотрев при этом уве­личение числа связей в соответствии с действующим ти­повым решением;
монтажному управлению закончить тщательное об­следование всех монтажных соединений в конструкциях эксплуатируемой части здания и при несоответствии мон­тажных соединений проектным устранить их. При этом освобождение от защемлений верхних узлов по рядам И и К выполнять по специальному проекту ГПИ Проект-стальконструкция;

Читать далее

Описание обрушения галереи конвейеров

Поперечные второстепенные конструкции (поперечные фермы, связи по верхним поясам ферм покрытия гале­реи, балки перекрытия, элементы фахверка) обрушились вместе с основными конструкциями, сильно изогнуты и скручены. Разрывы имеются только в отдельных местах.
Изломы произошли по целому металлу, около узлов в местах концентрации напряжения. Все заводские и мон­тажные сварные стыки и соединения решетки и поясов фермы не разрушены. Все изломы и разрывы свежие, без потемнений и без следов ржавчины.
Проектом было предусмотрено болтовое крепление верхних балансирных плит к фермам (шесть болтов диа­метром 25 мм на каждую плиту). В процессе монтажа ввиду несовпадения отверстий болты были заменены сварными швами. На опоре С —31 фермы С — X—31 сварные швы после обрушения срезались и отсутствовал провар.

Читать далее

Разрушение стального вертикального резер­вуара для хранения мазута

В 1971 г. на строительстве котельной жилого района произошло разрушение стального вертикального резер­вуара для хранения мазута объемом 1000 м3.
Резервуар разрушился во время гидравлического ис­пытания при заполнении водой ниже верхней кромки на
250 мм. Под нагрузкой резервуар простоял шесть дней. При осмотре оказалось, что стенку резервуара на боль­шей части окружности отрезало от днища и от верха покрытия. Фермы покрытия обрушились, испытав боль­шие деформации. Стенки резервуара развернулись и бы­ли отброшены в обе стороны с углом раскрытия более 120°. Деформированные листы кровли сорвало с ферм, и они упали на конструкции.

Читать далее

Cовокупность причин аварии

Авария произошла вследствие совокупности причин, основными из которых являются следующие:
при проектировании склада расчет основания по де­формациям от воздействия штабеля концентрата не про­изводился, несмотря на значительные давления на грунт, доходящие до 0,5 МПа;
при проектировании не учтено влияние нагрузки от штабеля на фундаменты арки и отсутствует расчет осно­вания на устойчивость;
не учтены возможности колебания уровня грунтовых вод в процессе эксплуатации сооружения и необходи­мость в водозащитных мероприятиях, предотвращающих поднятие уровня грунтовых вод;

Читать далее

Нагрузки, значительно превосходящие предел упругой работы материалов

Обычно давления, возникающие при взрывах газа, создают нагрузки, значительно превосходящие предел упругой работы материалов. Поэтому единственный эко­номический способ расчета несущих элементов на дей­ствие кратковременных перегрузок состоит в том, чтобы использовать их запас прочности за пределами упруго­сти, т. е. использовать их вязкость или способность по­глощать энергию. Если исходить из того, что имеется достаточно данных о характеристиках ожидаемых пере­падов давлений и поведении сооружений под воздейст­вием этих перепадов, то при нормировании могут быть рассмотрены два варианта решения. Можно потребовать уменьшения вероятности взрыва газа, например, путем более строгого контроля за газовыми установками и вен­тиляцией или полного исключения применения газа в многоэтажных зданиях, как во Франции; либо установить требования, чтобы сооружения рассчитывались на необычные нагрузки.

Читать далее

Проверочный расчет армирования стен силосов

Проверочный расчет армирования стен силосов, при­нятого в проекте, показывает, что давление цемента на стенки силоса определено по формулам Янсена — Кене-на с поправочным коэффициентом 1,5. Комиссия отмети­ла, что до 1952 г. не было нормативных указаний о порядке учета нагрузок при расчете цементных сило­сов.
Следует отметить, что в процессе эксплуатации были случаи засорения выпускных отверстий из силосов вслед­ствие того, что в них из верхней галереи попадали куски древесины, комья слежавшейся цементной пыли и т. п. Чтобы улучшить выход цемента, повышали давление для подачи увеличенного количества воздуха, причем давление подаваемого воздуха из воздушной системы не контролировалось. Выходные клапаны воздухопроводов не были опломбированы.

Читать далее

Обрушение несущих конструкций на строительстве блока цехов

В марте 1973 г. на строительстве блока цехов сварных машиностроительных конструкций завода литья и метал­лических конструкций произошло обрушение несущих конструкций на площади 2592 м2 в пределах одного тем­пературного блока длиной 72 м. Обрушились семь метал­лических ферм пролетом 36 м с фонарем длиной 48 м, шириной 12 м и высотой 4,8 м и сборными железобетон­ными предварительно напряженными плитами покрытия размерами 3×12 и 1,5X12 м. Одновременно обрушились подкрановые балки, связи и другие конструкции.

Читать далее

Проверка изготовле­ния конструкций

Проверкой в натуре установлено, что при изготовле­нии конструкций были допущены серьезные отступления от проекта. Так, в некоторых заводских и монтажных уз­лах ферм второго пролета сварные швы были выполнены не по проекту; размеры их были уменьшены против раз­меров швов, предусмотренных КМД. Цементная стяжка пола и кровли выполнена толщиной 50…60 мм вместо толщины 15…30 мм, предусмотренной проектом. Масса железобетонных плит 250 кг/м2 вместо 196 кг/м2 по го­сударственному стандарту.

Читать далее