Причина обрушения

Непосредственной причиной обрушения явилось, по-видимому, оттаивание раствора в нижнем шве южной торцевой стены корпуса А. Аналогичный шов на сохра­нившемся северном крыле здания имеет толщину 8… 12 см и выполнен из очень слабого раствора. Можно полагать, что он был таким же и на южном крыле. При оттаивании он, естественно, потерял прочность прежде всего снаружи здания, и южная торцевая стена утрати­ла устойчивость, Падая от здания, т. е. на юг, она повлекла за собой и перекрытия, которые в свою очередь потащили все поперечные стены, включая стену лестнич­ной клетки по оси 10.

Читать далее

Анализ недостатков строительства шедового покрытия и конструктивного решения

На основе анализа недостатков строительства шедового покрытия и конструктивного решения его комисси­ей Госстроя СССР признано, что обрушение части по­крытия произошло в результате совокупности ряда при­чин, к которым следует отнести:
а) отклонение от проекта при производстве работ в части устройства стыков Передерия в местах сопряже­ния растянутой арматуры затяжки диафрагмы с арма­турой оголовка колонны, что было обнаружено в авгуСте 1954 г. в связи с появлением трещин в местах примы­кания затяжек к колоннам. Для усиления ячеек рядом с железобетонными затяжками в уровне их верхней грани были поставлены стальные затяжки из двух швеллеров № 16 длиной 42 м с заклиниванием в торце. К упущени­ям при производстве работ следует отнести также и то, что своевременно не было обращено внимание на откло­нение колонн от вертикали при отрыве передвижной опа­лубки от бетона. Это отклонение и раскрытие шва в мес­те примыкания затяжки к колонне указывало на нали­чие смещений в стыке Передерия вследствие смятия бетона;

Читать далее

Причина обрушения покрытия

Комиссия, обследовавшая аварию, пришла к выводу, что причинами обрушения покрытия являются:
невыполнение правил СНиП, предусматривающих наблюдение за состоянием стальных конструкций, усло­виями их работы, соответствием фактических нагрузок расчетным;
значительная перегрузка; нормативная снеговая на­грузка в проекте принята 1,5 кН на горизонтальной по­верхности земли, фактическая нагрузка составляет 3,1 кН (в поле). В результате элементы конструкций стропильных и подстропильных ферм оказались пере­напряженными против допускаемых напряжений на 22…35 % и превысили предел текучести, что повлекло за собой потерю устойчивости стальных элементов;
 

Читать далее

Детальная проверка аварии галереи

Детальная проверка показала, что деформации ниж­ней распорки не имели катастрофического характера и не могли привести к обрушению пролетных строений.
Наличие этих деформаций можно объяснить ударами обрушившихся железобетонных конструкций. Самым слабым местом в чертежах КМД опоры было прикреп­ление отдельных ветвей опорных подкосов к узловым фасонкам. Каждая ветвь подкоса прикреплена двумя фланговыми швами длиной по 200 мм с катетом 8 мм.

Читать далее

Стадии обрушения про­летного строения

В день обрушения начались работы по удалению бол­тов в стыке между блоками № 4 и 5. Очевидно, действия­ми рабочих при выполнении этой операции руководил представитель консультирующей фирмы. После удаления нескольких болтов было обнаружено значительное сме­щение верхней плиты относительно своего первоначаль­ного положения, что привело к защемлению оставшихся болтов в отверстиях. Для удаления оставшихся болтов использовался пневматический гайковерт, с помощью которого болты подтягивали до тех пор, пока они не разрушились.

Читать далее

Данные физико-механических испытаний

По данным физико-механических испытаний бетонов отмечается соответствие фактической прочности бетонов колонн и перекрытий проектной марке. Неудовлетвори­тельное качество бетонирования отдельных участков яд­ра жесткости, а также повышенное содержание углерода в арматурной стали колонн, хотя и повлекли снижение несущей способности конструкций, по заключению экс­пертной комиссии, не могли явиться причиной обруше­ния.
Расчеты показали, что отклонение колонн от верти­кали не является причиной обрушения, так как при на­личии раскрепления плит с ядром жесткости и фактиче­ских величинах вертикальных нагрузок (до 50 % рас­четных) отклонение колонн до 25 мм от вертикали при
отсутствии поперечных сил не могло исчерпать несущую способность каркаса здания.

Читать далее

Результаты нарушения проектной расчетной схемы стропильных ферм

В результате нарушения проектной расчетной схемы стропильных ферм, вызванного частичной заделкой ферм на опорах по ряду И, и создания неразрезности ферм над опорой по ряду К в элементах верхних поясов ферм (в нулевых панелях) возникли растягивающие усилия, как показал расчет, значительно превышающие прочность соединения.
Разрушающие усилия в соединениях верхних поясов ферм по колоннам ряда И и над опорами ряда К, опре­деляемые прочностью сварных соединений планок, пло­щадью сечения планок и уголков нулевых панелей, на­ходятся в пределах 500…700 Н. Эти усилия значи­тельно меньше возникших от заделки и неразрезности ферм.
 

Читать далее

Обрушение пролета гале­реи конвейеров склада сырых материалов металлурги­ческого завода

В ноябре 1960 г. произошло обрушение пролета гале­реи конвейеров склада сырых материалов металлурги­ческого завода, предназначенной для транспорта руды от вагоноопрокидывателя на склад. По проекту галерею должны были оборудовать четырьмя ленточными кон­вейерами с шириной ленты 1200 мм и четырьмя перегру­зочными самоходными тележками.
Галерея имела внутреннее сечение 18—6 м, общую длину между осями Л и X 113 м и состояла из трех про­летов 41,5 + 30 + 41,5 м (рис. 67). Пол галереи находился на отметке 16 м.

Читать далее

Анализ обрушения металлических конструкций прядильно-ткацкой фабрики

Анализируя обрушение металлических конструкций прядильно-ткацкой фабрики, целесообразно остановить­ся на отдельных принципиальных вопросах.
Главным направлением повышения технического и экономического уровня строительства как на ближайшее время, так и на перспективу является внедрение облег­ченных конструкций и эффективных материалов в целях обеспечения снижения веса зданий.
Одновременно с задачей внедрения легких кон­струкций и эффективных материалов должна быть обес­печена их долговечность и огнестойкость.

Читать далее

Причиной аварии склада влажного концентрата

Причиной аварии склада влажного концентрата яв­ляется потеря устойчивости основания штабеля влажно­го концентрата, т. е. недостаточная несущая способность основания для восприятия действующих нагрузок. Несу­щая способность основания снизилась в результате подъ­ема уровня грунтовых вод и перерезывания слоев грунта устройством сплошных траншей для заложения фунда-
ментов, засыпанных с недостаточным упрочнением грунта. Недостаточность несущей способности основания характеризует следующие данные. Расчетное сопротивле­ние грунта на глубине 2 м проектным заданием рекомен­довалось принимать 0,15…0,2 МПа. Среднее же давле­ние от штабеля влажного концентрата составляло 0,26 МПа, а максимальное—0,58 МПа.

Читать далее