начало аварии было вызвано местным раздавливанием опорного участка (концов плит перекрытий) панели типа III первого этажа внутренней стены по оси 5, который в этот период обладал пониженной прочностью, вызванной оттаиванием раствора в горизонтальных швах стыков;
последующее смещение низа панели типа III по раздавленному бетону в сторону от оси 5 вызвало перераспределение усилий в оставшихся элементах стен и привело к обрушению всей внутренней стены вместе с перекрытиями;
падающие перекрытия вызвали распространение местной аварии в обе стороны от оси 5. В направлении длинной оси корпуса А обрушение было остановлено более жесткой его частью, расположенной между осями 10 и 15, включавшей в себя две лестничные клетки. В направлении торца (ось jf) обрушение произошло на всю длину корпуса;
падающие внутренние стены и перекрытия увлекли за собой наружные стены верхних этажей, которые упали внутрь корпуса.
Под ударами падающих конструкций верхних этажей перекрытия опрокинули наружные стены нижних этажей в сторону. К моменту аварии не были замоноличены вертикальные швы между наружными продольными степами и несущими поперечными стенами, в результате чего наружные стены не обеспечили продольную жесткость корпуса А. Продольные панели типа IV не были замоноличены и не могли участвовать в сопротивлении продольному смещению перекрытий. Также не были замоноличены связи и стыки примыканий торцевых и продольных стен. Кроме того, перекрытия, опирающиеся на торцевые несущие стены, не были к ним приварены (можно полагать по аналогии с сохранившейся частью корпуса), а зазор между перекрытиями и верхом паза этих стен не был заделан бетоном.
В целом монтажные работы отличаются очень низким качеством: толстые швы, многочисленные закладки кирпичом, деревянные подкладки, металлические «каблучки», некачественное замоноличивание или вообще отсутствие замоноличивания монтажных узлов и т. п.
Низкое качество монтажа в известной мере вызвано тем, что изделия имеют большие отклонения от проектных размеров: панели поперечных стен различаются по высоте, плиты перекрытий имеют разную толщину, закладные детали в панелях утоплены на 3…4 см, что не позволяет качественно выполнить монтажные узлы, и т. д. Проверка геометрических размеров изделий на месте показала, что они изготовлены с нарушением установленных допусков.
В частности, панели внутренних поперечных стен, имеющие проектную высоту 2540 мм, на самом деле имеют высоту 2520…2560 мм и перекосы верхних граней. Ригели внутренних стен имеют выгибы в средней части величиной до 50 мм и отклонения по длине на 20 мм. Прочность изделий также вызывает сомнения: в обрушившейся части здания железобетонные конструкции разбиты вдребезги, причем бетон во многих случаях отстал от арматуры; на складе плит перекрытий некоторые из них оказались раздавленными уже в штабелях под грузом 3—4 лежащих сверху таких же пустотных плит.
Плиты перекрытий доставлены на место с незаделанными с одной стороны пустотами; вторая сторона плит заделана бетоном марки М 200 при их формовании вместо проектной марки бетона для заделки М 300. Проверка прочности бетона плит перекрытий на месте показала, что она в среднем колеблется около 150 (70 % проектной прочности). В связи с устойчивой зимней температурой воздуха ниже 0°С отпускная прочность плит сохранилась в течение зимнего периода до момента аварии, перед которым бетон оттаял, но еще не успел заметно повысить прочность.
Плохое качество монтажа сохранившейся части и большие отклонения в размерах изделий говорят о возможных неточностях в разрушенном крыле, где, вероятно, имели место недостаточные площади опирания, эксцентриситеты, концентрация усилий в отдельных точках, неполноценные сварные швы и прочие дефекты.
Узкие простенки поперечных стен у восточной продольной стены опираются на небольшие участки пустотных панелей. Из-за дефектов изготовления и монтажа это опирание фактически осуществляется в отдельных точках, чем создается значительная концентрация напряжения. Пустоты в торцах панелей перекрытий не имеют в натуре заводской заделки бетоном, как это требовалось по проекту.
Завал конструкций, образовавшийся после обрушения
Завал конструкций, образовавшийся после обрушения части корпуса А, находился в основном внутри периметра его наружных стен. Только панели наружных стен нижнего этажа и части второго опрокинулись наружу за линии осей 1, Л а Н на 2…4 м. Панели верхних этажей этих стен упали внутрь здания. Последовательность обрушения конструкций и расположение последних в завале дают основание предполагать следующее:
Завал конструкций, образовавшийся после обрушения части корпуса А, находился в основном внутри периметра его наружных стен. Только панели наружных стен нижнего этажа и части второго опрокинулись наружу за линии осей 1, Л а Н на 2…4 м. Панели верхних этажей этих стен упали внутрь здания. Последовательность обрушения конструкций и расположение последних в завале дают основание предполагать следующее: