Однако следует признать, что пока нет достаточно убедительного теоретического обоснования увеличений давлений при выпуске сыпучего материала из силосов и нужны дальнейшие теоретические и экспериментальные работы, направленные также на теоретическое обоснование мероприятий по снижению горизонтальных давлений.
Однако следует признать, что пока нет достаточно убедительного теоретического обоснования увеличений давлений при выпуске сыпучего материала из силосов и нужны дальнейшие теоретические и экспериментальные работы, направленные также на теоретическое обоснование мероприятий по снижению горизонтальных давлений.
В большинстве упомянутых работ конечные результаты давлений на стены силосов не отличаются от давлений, вычисленных по формуле Янсена. Поэтому в СН 302—65 оставлена формула Янсена с применением в случае выпуска сыпучего материала из силоса коэффициента увеличения давлений а и коэффициента условий работы т.
В 1938—1939 гг. инж. С. Г. Тахтомышев по результатам опытов в Баку доказал, что в силосах после открытия задвижки (при некоторых условиях) зерно опускается всем столбом, и в этом случае приборы показывают максимальные величины давления на стенки силосов. При этом С. Г. Тахтомышев высказал мысль о том, что если будут осуществлены мероприятия, предотвращающие опускание зерна всем столбом, то при выпуске зерна давление на стенки не увеличится.
В 1949—1951 гг. инж. В. С. Ким впервые осуществил установку на модели и в натурных условиях (в силосах)\’ дырчатых труб, которые обеспечили течение зерна только внутри труб; поток зерна в трубе питается верхним слоем зерна в силосе, а вся остальная масса зерна в силосе остается, в состоянии покоя. При этих условиях приборы не показывают увеличения давления зерна на стенки силоса при выпуске. В дальнейшем В. С. Ким предложил как один из видов дырчатых труб использовать звездочки с отверстиями в ее стенах.
В 1962 г. был сдан в эксплуатацию силосный корпус (с силосами диаметром 3 м) элеватора при комбикормовом заводе в г. Болшеве. В этом корпусе выпуск зерна через смежные звездочки с целью снижения давления зерна осуществлен для всех наружных силосов. В 1964 г. было замерено горизонтальное давление зерна на стенках наружного силоса при выпуске и перегонке зерна «на себя», причем замеры полностью подтвердили опыты В. С. Кима.
В конце 1963 г. ЦНИЛ Гипронисельхоза произвел аналогичные измерения давления на стенки силоса диаметром 6 м на элеваторе в г. Ельце. В опытном силосе зерно выпускалось через звездочку, и в этом случае полностью подтвердились опыты В. С. Кима.
Таким образом, для зерновых силосов вопрос о снижении горизонтального давления на стенки силосов при выпуске зерна через звездочку практически решен. В связи с этим в утвержденных Госстроем СССР Указаниях дается рекомендация об использовании полученных результатов при проектировании силосов, так как при этом в значительной мере повышается надежность железобетонных силосов.
Как было указано, за 1959—1963 гг. была обследована большая группа силосных корпусов постройки 1950— 1961 гг. Основным дефектом этой группы являются трещины и деформации бетона по горизонтальным плоскостям. Эти дефекты являются следствием применения неправильно собранной опалубки, некачественного бетона, медленного движения подвижных форм, частых срывов бетона. В результате этого качество работ по сооружению силосных корпусов в скользящей опалубке за последние годы резко ухудшилось.
В большинстве упомянутых работ конечные результаты давлений на стены силосов не отличаются от давлений, вычисленных по формуле Янсена. Поэтому в СН 302—65 оставлена формула Янсена с применением в случае выпуска сыпучего материала из силоса коэффициента увеличения давлений а и коэффициента условий работы т.
В 1938—1939 гг. инж. С. Г. Тахтомышев по результатам опытов в Баку доказал, что в силосах после открытия задвижки (при некоторых условиях) зерно опускается всем столбом, и в этом случае приборы показывают максимальные величины давления на стенки силосов. При этом С. Г. Тахтомышев высказал мысль о том, что если будут осуществлены мероприятия, предотвращающие опускание зерна всем столбом, то при выпуске зерна давление на стенки не увеличится.
В 1949—1951 гг. инж. В. С. Ким впервые осуществил установку на модели и в натурных условиях (в силосах)\’ дырчатых труб, которые обеспечили течение зерна только внутри труб; поток зерна в трубе питается верхним слоем зерна в силосе, а вся остальная масса зерна в силосе остается, в состоянии покоя. При этих условиях приборы не показывают увеличения давления зерна на стенки силоса при выпуске. В дальнейшем В. С. Ким предложил как один из видов дырчатых труб использовать звездочки с отверстиями в ее стенах.
В 1962 г. был сдан в эксплуатацию силосный корпус (с силосами диаметром 3 м) элеватора при комбикормовом заводе в г. Болшеве. В этом корпусе выпуск зерна через смежные звездочки с целью снижения давления зерна осуществлен для всех наружных силосов. В 1964 г. было замерено горизонтальное давление зерна на стенках наружного силоса при выпуске и перегонке зерна «на себя», причем замеры полностью подтвердили опыты В. С. Кима.
В конце 1963 г. ЦНИЛ Гипронисельхоза произвел аналогичные измерения давления на стенки силоса диаметром 6 м на элеваторе в г. Ельце. В опытном силосе зерно выпускалось через звездочку, и в этом случае полностью подтвердились опыты В. С. Кима.
Таким образом, для зерновых силосов вопрос о снижении горизонтального давления на стенки силосов при выпуске зерна через звездочку практически решен. В связи с этим в утвержденных Госстроем СССР Указаниях дается рекомендация об использовании полученных результатов при проектировании силосов, так как при этом в значительной мере повышается надежность железобетонных силосов.
Как было указано, за 1959—1963 гг. была обследована большая группа силосных корпусов постройки 1950— 1961 гг. Основным дефектом этой группы являются трещины и деформации бетона по горизонтальным плоскостям. Эти дефекты являются следствием применения неправильно собранной опалубки, некачественного бетона, медленного движения подвижных форм, частых срывов бетона. В результате этого качество работ по сооружению силосных корпусов в скользящей опалубке за последние годы резко ухудшилось.