Комиссия Госстроя СССР, рассмотрев проектную и исполнительную документацию, относящуюся к данному корпусу обогатительной фабрики, проведя исследования грунтов, фундаментов, отдельных узлов соединений и конструкций, изучив анализы механических характеристик образцов сталей, взятых из обрушившихся конструкций, и результатов геодезических съемок фундаментов и анкерных болтов, установила причины этой аварии.
Комиссия Госстроя СССР, рассмотрев проектную и исполнительную документацию, относящуюся к данному корпусу обогатительной фабрики, проведя исследования грунтов, фундаментов, отдельных узлов соединений и конструкций, изучив анализы механических характеристик образцов сталей, взятых из обрушившихся конструкций, и результатов геодезических съемок фундаментов и анкерных болтов, установила причины этой аварии.
46. Главный корпус
1— стальная ферма; 2 —стальная колонна; 3 — кран-балка; 4—мостовой кран
Несущие конструкции состоят из металлических колонн по рядам Б, Г, Д, Е, Ж, И и К, железобетонных сборных колонн по ряду Л, металлических ферм. Покрытие состоит из сборных плит размером 1,5X6 м, утепленных пенопластом плотностью 260 кг/м3, гидроизоляционного ковра из трех слоев рубероида по асфальтовой стяжке. Стены по ряду Б—кирпичные самонесущиё толщиной в 2,5 кирпича — возведены по сборным железобетонным рандбалкам, а по ряду Л стоят на подпорной монолитной железобетонной стенке.
Расчетные нагрузки на здание приняты: снеговая 2000 Н/м2, ветровая — 700 Н/м2.
Проект архитектурно-строительной части и проект стальных конструкций КМ разработан специализированным институтом. Стальные конструкции здания были изготовлены на заводе металлических конструкций по деталировочным чертежам КМД, разработанным КБ этого завода. Стальные конструкции запроектированы из стали Зкп.
Обрушившаяся часть строящегося здания расположена между рядами Я и Л (два пролета размерами 30 и 36 м) в температурном блоке между осями 38—53. Общая площадь обрушения составляет 66-84 = 5544 м2. Кроме того, в осях 44—46 пролета Ж—И обрушились балки и плиты покрытия и перекрытия третьего и второго этажей. Строительство этой части здания было начато в ноябре 1962 г.
На момент аварии в этом участке были установлены колонны и подкрановые балки по ряду И, колонны и подкрановые балки по ряду К, все железобетонные колонны по ряду Л и связи по колоннам этого ряда между осями 45—46; стропильные фермы со связями в осях 38—53 в пролете И—К; стропильные фермы со связями в осях 38—52 в пролете К—Л.
По установленным стропильным фермам были уложены сборные железобетонные плиты покрытия, утеплитель и рубероидный ковер. По рядам И и Л были возведены кирпичные стены, за исключением частей стен в осях 49—53, где кладка стен не была закончена.
В результате аварии на этом участке обрушились все стропильные фермы совместно с элементами покрытия и все колонны по оси К. Часть стены по ряду Л между осями 44—47 и две железобетонные колонны обрушились наружу здания. Остальные колонны и стена по ряду Л отклонились на 20…50 см. В пролете Ж—И обрушились две балки покрытия и плиты покрытия пролета в осях 44—45, балки и плиты перекрытия над третьим и вторым этажами в осях 44—46 вместе с кирпичными стенами в этих осях.
По данным метеостанции, температура воздуха колебалась в пределах от —5,7 до +2,2 °С, максимальная скорость ветра достигла 8 м/с. .
Были проверены проекты стропильных ферм, соответствие чертежей КМ и КМД и соответствие изготовленных ферм проектам, а также качество строительно-монтажных работ и последовательность производства работ, в результате чего было установлено:
институт при разработке проекта здания главного корпуса фабрики принял расчетную схему в поперечном разрезе как пятипролетную раму с жесткими заделками верхних узлов рам в пролетах Б—Г, Д—Е и Ж—И и с шарнирными опираниями стропильных ферм на колоннах по рядам И, К, Л (см. рис. 46). В проекте КМ в узле крепления верхних поясов смежных стропильных ферм по ряду /С для оси 37 показана монтажная приварка соединительной планки к нулевым панелям верхних поясов над опорной стойкой этих ферм, что является ошибкой. Чертежи аналогичных узлов по другим осям в проекте КМ отсутствуют. В этом же узле дано подвижное соединение поясов на овальных отверстиях. В типовом решении по альбому ПК-01-32 монтажных швов в этом узле не предусматривается;
в чертежах КМД не показаны монтажные швы присоединения опорных плит ферм к оголовкам колонн, что является необоснованным отступлением от проекта КМ и типового решения по альбому ПК-01-32;
в натуре соединения стропильных ферм в нулевой панели над опорной стойкой по ряду К и соединение нулевой панели с оголовком колонны по ряду И выполнены жесткими путем приварки планок;
приварка опорных плит ферм к оголовкам колонн по ряду К, предусмотренная проектом КМ, не была осуществлена;
плиты ПКЖ кровли не во всех точках соединения были приварены к поясам стропильных ферм;
по ряду К вертикальные связи по колоннам и часть распорок между колоннами не поставлены;
укладка утеплителя и изоляционного ковра по кровле выполнены до подливки несущих колонн по ряду К;
заделка болтов в фундаменты выполнена с большими отклонениями от проектного положения. Размеры отклонений достигают в среднем 60…70 мм. Наибольшее отклонение было равно 100 мм, а заложенные анкерные болты имели различные диаметры;
кирпичная кладка внутренних стен в пролете Ж—И и части стены по ряду Л выполнена некачественно.
Обрушение главного корпуса обогатительной фабрики
В апреле 1964 г. на строительстве третьей очереди главного корпуса обогатительной фабрики произошло обрушение всех конструкций надземного строения этого корпуса.
В апреле 1964 г. на строительстве третьей очереди главного корпуса обогатительной фабрики произошло обрушение всех конструкций надземного строения этого корпуса.
Главный корпус третьей ечереди строительства представляет собой каркасное здание, состоящее из пяти пролетов общей шириной 113,5 м (рис. 46). Пролеты здания имеют размеры в пролетах: Б—Г 15 м; Д—Е 24 м; Ж—И 7,5 м; И—К 30 м и К—Л 36 м. Пролет Б—Г без мостовых кранов, имеющий высоту до нижнего пояса стропильных ферм 27,7 м; пролет Д—Е высотой 27 м оборудован мостовыми кранами грузоподъемностью 250/30 и 20/5 среднего режима; пролет Ж—И (четырехэтажное отделение) общей высотой 18 м; пролет И—К высотой 15,5 м, в котором предусмотрен мостовой кран грузоподъемностью 5 т, и пролет К—Л без мостовых кранов высотой 12 м.