Проверка изготовле­ния конструкций

Проверкой в натуре установлено, что при изготовле­нии конструкций были допущены серьезные отступления от проекта. Так, в некоторых заводских и монтажных уз­лах ферм второго пролета сварные швы были выполнены не по проекту; размеры их были уменьшены против раз­меров швов, предусмотренных КМД. Цементная стяжка пола и кровли выполнена толщиной 50…60 мм вместо толщины 15…30 мм, предусмотренной проектом. Масса железобетонных плит 250 кг/м2 вместо 196 кг/м2 по го­сударственному стандарту.

Проверкой в натуре установлено, что при изготовле­нии конструкций были допущены серьезные отступления от проекта. Так, в некоторых заводских и монтажных уз­лах ферм второго пролета сварные швы были выполнены не по проекту; размеры их были уменьшены против раз­меров швов, предусмотренных КМД. Цементная стяжка пола и кровли выполнена толщиной 50…60 мм вместо толщины 15…30 мм, предусмотренной проектом. Масса железобетонных плит 250 кг/м2 вместо 196 кг/м2 по го­сударственному стандарту.
Кроме отступлений от проекта были допущены также следующие нарушения правил производства строитель­но-монтажных работ: фундаменты под колонны были сданы под монтаж металлоконструкций до обратной за­сыпки котлована грунтом; строительные работы по уст­ройству полов, стен и крыши велись без акта сдачи-при­емки металлических конструкций, разрешающего произ­водить эти работы, не была сделана подливка под подошвы пилонов; на кровле второго пролета моста было заскладировано 7—8 пачек асбестоцементных листов примерно по 10 листов каждая; подача раствора на крышу для устройства стяжки производилась в бадьях объемом 1,5 м3 (масса до 3 т) с разгрузкой всего объема бадьи на кровлю моста.
Обрушение трех пролетов моста произошло при тем­пературе наружного воздуха около 0°С при слабом вет­ре и началось со второго пролета, после чего последова­ло обрушение третьего и четвертого пролетов; первый пролет моста остался невредимым.
Катковые опоры на перегрузочной станции были сор­ваны с опорной балки. На крайней опоре Я=10,8 м бы­ли разорваны анкерные болты и сколот фундамент.
При осмотре металлических конструкций обрушив­шегося моста комиссией было установлено:
на полуферме Д-3 в первом от опоры узле нижнего пояса приварка стойки (расчетное усилие 56 кН) была выполнена электроприхваткой длиной 40 мм, в результа­те стойка оторвалась от фасонки;
во втором от опоры узле этой же полуфермы из-за не­качественности и недостаточности сварного шва против проектного оторваны стойка (расчетное усилие 210 кЩ и раскос (расчетное усилие 400 кН) от фасонки нижнего пояса;
в третьем от опоры узле нижнего пояса обнаружен разрыв фасонки параллельно сваренному шву в около­шовной зоне, при этом визуально обнаружена старая тре­щина, занимающая до 80 % площади поперечного сече­ния фасонки;
раскос монтажного стыка полуферм второго пролета моста Д-5—Д-7 в середине пролета был выполнен толь­ко на элетроприхватке, в результате чего раскос оторвал­ся от фасонки верхнего и нижнего поясов фермы;
по визуальному определению характер излома косы­нок не соответствует стали СтЗ, предусмотренной проек­том.
Установлено, что непосредственной причиной обруше­ния моста является некачественная заводская и монтаж­ная сварка элементов решетки ферм моста. Обрыв ре­шетки вертикальных ферм с косынок нижнего пояса при­вел к передаче на пилон неучитываемых горизонтальных усилий, что в свою очередь повлекло за собой потерю устойчивости стойки пилона и обрушение примыкающих пролетов моста. При этом произошел наклон фундамен­тов под пилон.
Приближенный поверочный расчет показал, что в момент обрушения усилия в элементах фермы не превыша­ли 70—80 % расчетных.
Комиссия пришла к выводу, что металлические кон­струкции обрушившегося моста не пригодны для восста­новления.
Было признано также:
в связи с тем что проект КМ раработан в 1958 г. по отмененным стандартам на прокат и нормам проектиро­вания стальных конструкций, считать необходимым раз­работать новый проект КМ моста с учетом применяемых материалов; безотлагательно произвести техническое об­следование качества исполнения всех конструкций кон­вейеров мостов и галерей строящегося комплекса угле­обогатительной фабрики; в связи с допущенными отступ­лениями от проекта в части утяжеления конструкций стен, пола, кровли и в других местах, не учтенных в проекте КМ, а следовательно, и в расчете сварных швов в проек­те КМД, следует произвести расчет металлических кон­струкций этих мостов с учетом фактической нагрузки; оставшийся первый пролет моста не демонтировать, но тщательно его обследовать с проверкой расчетом и пред­варительным устройством временной опоры.

Добавить комментарий