Кроме отступлений от проекта были допущены также следующие нарушения правил производства строительно-монтажных работ: фундаменты под колонны были сданы под монтаж металлоконструкций до обратной засыпки котлована грунтом; строительные работы по устройству полов, стен и крыши велись без акта сдачи-приемки металлических конструкций, разрешающего производить эти работы, не была сделана подливка под подошвы пилонов; на кровле второго пролета моста было заскладировано 7—8 пачек асбестоцементных листов примерно по 10 листов каждая; подача раствора на крышу для устройства стяжки производилась в бадьях объемом 1,5 м3 (масса до 3 т) с разгрузкой всего объема бадьи на кровлю моста.
Обрушение трех пролетов моста произошло при температуре наружного воздуха около 0°С при слабом ветре и началось со второго пролета, после чего последовало обрушение третьего и четвертого пролетов; первый пролет моста остался невредимым.
Катковые опоры на перегрузочной станции были сорваны с опорной балки. На крайней опоре Я=10,8 м были разорваны анкерные болты и сколот фундамент.
При осмотре металлических конструкций обрушившегося моста комиссией было установлено:
на полуферме Д-3 в первом от опоры узле нижнего пояса приварка стойки (расчетное усилие 56 кН) была выполнена электроприхваткой длиной 40 мм, в результате стойка оторвалась от фасонки;
во втором от опоры узле этой же полуфермы из-за некачественности и недостаточности сварного шва против проектного оторваны стойка (расчетное усилие 210 кЩ и раскос (расчетное усилие 400 кН) от фасонки нижнего пояса;
в третьем от опоры узле нижнего пояса обнаружен разрыв фасонки параллельно сваренному шву в околошовной зоне, при этом визуально обнаружена старая трещина, занимающая до 80 % площади поперечного сечения фасонки;
раскос монтажного стыка полуферм второго пролета моста Д-5—Д-7 в середине пролета был выполнен только на элетроприхватке, в результате чего раскос оторвался от фасонки верхнего и нижнего поясов фермы;
по визуальному определению характер излома косынок не соответствует стали СтЗ, предусмотренной проектом.
Установлено, что непосредственной причиной обрушения моста является некачественная заводская и монтажная сварка элементов решетки ферм моста. Обрыв решетки вертикальных ферм с косынок нижнего пояса привел к передаче на пилон неучитываемых горизонтальных усилий, что в свою очередь повлекло за собой потерю устойчивости стойки пилона и обрушение примыкающих пролетов моста. При этом произошел наклон фундаментов под пилон.
Приближенный поверочный расчет показал, что в момент обрушения усилия в элементах фермы не превышали 70—80 % расчетных.
Комиссия пришла к выводу, что металлические конструкции обрушившегося моста не пригодны для восстановления.
Было признано также:
в связи с тем что проект КМ раработан в 1958 г. по отмененным стандартам на прокат и нормам проектирования стальных конструкций, считать необходимым разработать новый проект КМ моста с учетом применяемых материалов; безотлагательно произвести техническое обследование качества исполнения всех конструкций конвейеров мостов и галерей строящегося комплекса углеобогатительной фабрики; в связи с допущенными отступлениями от проекта в части утяжеления конструкций стен, пола, кровли и в других местах, не учтенных в проекте КМ, а следовательно, и в расчете сварных швов в проекте КМД, следует произвести расчет металлических конструкций этих мостов с учетом фактической нагрузки; оставшийся первый пролет моста не демонтировать, но тщательно его обследовать с проверкой расчетом и предварительным устройством временной опоры.
Проверка изготовления конструкций
Проверкой в натуре установлено, что при изготовлении конструкций были допущены серьезные отступления от проекта. Так, в некоторых заводских и монтажных узлах ферм второго пролета сварные швы были выполнены не по проекту; размеры их были уменьшены против размеров швов, предусмотренных КМД. Цементная стяжка пола и кровли выполнена толщиной 50…60 мм вместо толщины 15…30 мм, предусмотренной проектом. Масса железобетонных плит 250 кг/м2 вместо 196 кг/м2 по государственному стандарту.
Проверкой в натуре установлено, что при изготовлении конструкций были допущены серьезные отступления от проекта. Так, в некоторых заводских и монтажных узлах ферм второго пролета сварные швы были выполнены не по проекту; размеры их были уменьшены против размеров швов, предусмотренных КМД. Цементная стяжка пола и кровли выполнена толщиной 50…60 мм вместо толщины 15…30 мм, предусмотренной проектом. Масса железобетонных плит 250 кг/м2 вместо 196 кг/м2 по государственному стандарту.