31. Сварные арматурные каркасы щедового покрытия 32. Здавие меланжевого комбината
Для индустриализации арматурных работ армирование конструкций-производилось сварными каркасами. Число типов их по мере освоения конструкции на производстве сокращалось и в конечном счете свелось только к пяти типам каркасов массой 40…470 кг, армирующих всю конструкцию, кроме собственно оболочки.
Для индустриализации арматурных работ армирование конструкций-производилось сварными каркасами. Число типов их по мере освоения конструкции на производстве сокращалось и в конечном счете свелось только к пяти типам каркасов массой 40…470 кг, армирующих всю конструкцию, кроме собственно оболочки.
Сопряжение каркасов между собой осуществлялось путем перепуска специальных петель по типу- стыков проф. Г. П. Передерия, применявшихся в мостостроении (рис. 31) без сварки на месте.
Оболочки меланжевого комбината, где произошло обрушение части шедового покрытия в направлении пролета 21 м, спарены и имеют через каждые 42 м температурные швы в виде парных колонн или коридоров шириной 5 м, перекрытых сборными элементами. В направлении 12-метрового пролета при наличии в этом направлении 16 пролетов, т. е. на длину 192 м, покрытие не имеет температурных швов (рис. 32).
Несмотря на неудачную форму «темного ската» в виде эллипсоидальной оболочки, устойчивость которой, как известно, несравненно ниже устойчивости оболочки с поверхностью кругового очертания в главных направлениях, надежность такой оболочки при пролетах 12×21 м не вызвала бы особых возражений. Однако авторы проекта не-учли, что такие оболочки должны быть монолитно связаны с жесткими в вертикальном направлении диафрагмами, так как опорами для покрытия служат не стенки, а отдельные колонны.
Вместо этого на рассматриваемом объекте были устроены гибкие диафрагмы, являющиеся ответственными элементами конструкции со сложной и трудно учитываемой расчетом передачей нагрузок от оболочки на диафрагмы. При принятой гибкости диафрагмы невольно возникает вопрос, подвешены ли к ней верхний и нижний края оболочки темного ската или, наоборот, диафрагма нагружает оболочку. Малая жесткость диафрагмы усугубляется неудачной анкеровкой растянутой арматуры затяжки диафрагмы в ненагруженных оголовках колонн, осуществленной в виде стыков Передерия со шпонками из круглых стержней диаметром 10 м, длиной только 28 см. Эти стыки в натуре были выполнены со значительными отклонениями от проекта, а шпонки вовсе не были поставлены (рис. 33).
а—общий вид каркасов; б ~ сопряжения каркасов; в—деталь каркаса арки; 1 — каркас колонны; 2 — каркас этажерки; 3 — каркас арки; 4 — каркас среднего бортового элемента; 5 — стык Передерни; 6 — арматурные стержни (шлепки); 7 — стержни примыкающего каркаса; 8 — сварные стержни; 9 — сварной шов; 10 — стальная подкладка
1— железобетонные колонны 40X60 см; 2 — кирпичные стенки толщиной 25 см; 3 — металлическое ограждение; 4 — температурный шов 30 мм
1 — хомуты не приварены; 2 — хомуты приварены; 3 — круглая арматура 0 34 мм (петля не вскрыта); 4 — бетон
пролетом 12 м к колоннам. Эти рабочие швы, как установлено осмотром, частично раскрыты от воздействия снеговой нагрузки в ендовах, а также от температурных воздействий.
Цикл строительных работ
Весь цикл строительных работ, начиная с установки агрегата в рабочее положение до передвижения его на следующую позицию, по опыту строительства определялся в летнее время в 10 рабочих дней. При этом не принимались меры по ускорению твердения бетона. Распалубка производилась при достижении бетоном кубиковой прочности.
Весь цикл строительных работ, начиная с установки агрегата в рабочее положение до передвижения его на следующую позицию, по опыту строительства определялся в летнее время в 10 рабочих дней. При этом не принимались меры по ускорению твердения бетона. Распалубка производилась при достижении бетоном кубиковой прочности.
Особенно обращает на себя внимание недостаточная пространственная жесткость спаренных оболочек в направлении 12-метрового пролета, по свободным граням которых и по оси средних колонн предусмотрены весьма пологие арки (бортовые элементы) высотой всего 20 см и шириной 65 и 70 см. Эти арки, которые должны были бы создавать совместно с колоннами жесткие многопролетные рамы для обеспечения общей устойчивости покрытия в этом направлении, безусловно, слишком гибки и при выбранном способе возведения покрытия с рабочими швами в местах примыкания к колоннам не могут в полной мере обеспечить требуемую жесткость в указанном направлении всего сооружения в целом.
33. Стыки Передерия, выполненные в натуре
Следует также отметить, что принятый способ бетонирования покрытия по инвентарной передвижной опалубке также снизил жесткость покрытия, ухудшил и усложнил сопряжения отдельных элементов покрытия, так как при этом способе бетонирования нельзя было обеспечить монолитное сопряжение элементов покрытия и колонн. Так, например, чтобы агрегат опалубки в опущенном положении мог быть передвинут в следующий пролет, необходимо устанавливать нижнюю арматуру и хомуты затяжки диафрагмы пролетом 21 м и бетонировать эту затяжку только вместе с оболочкой следующей ячейки, благодаря чему неизбежно образовывались рабочие вертикальные швы в бетоне между оголовком колонны и затяжкой диафрагмы. Таким образом, в этих швах затяжка была связана с колонной только арматурой в местах расположения стыков Передерия. Следует отметить, что после того, как появились трещины на опорах затяжки, опирание их осуществлялось на колонны путем устройства консолей в оголовке колонны. Такие же рабочие швы бетонирования по тем же соображениям получились в нижних местах примыкания наклонных арок