В результате осмотра обломков установлено, что арматура затяжек в диафрагмах вырывалась из колонн и срезалась в местах сопряжения с колоннами. Обрушение затяжек пролетом 21 м привело к обрушению диафрагм, оболочек и колонн.
Обрушившиеся шеды возводились в период с декабря 1953 г. по июль 1954 г. с перерывом в бетонировании в течение января и февраля 1954 г.
Две ячейки шеда между осями 12—14 и рядами Б — В, с которых началось разрушение, были начаты бетонированием в конце декабря 1953 г. Бетон был уложен в колонны ряда Б, заднюю диафрагму и оболочки. При этом для бетона диафрагм и колонн применялся электропрогрев, а для бетона оболочек — паропрогрев. Ввиду того что паропрогрев оболочки был недостаточен и бетон оказался некачественным, во второй половине марта 1954 г, свод был разобран и вновь забетонирован
Утепление обрушившихся ячеек шедов в виде пенобетона, минеральной пробки или шерстебетона с покрытием сверху слоем асфальта было осуществлено в период с декабря 1954 по 1955 г. Гидроизоляционный ковер на этих ячейках не был выполнен.
До марта 1956 г. помещение в пределах обрушившихся ячеек не отапливалось. Отопление части корпуса, подвергшегося аварии, было включено в марте 1956 г. и работало до момента обрушения. Отапливаемый участок корпуса ограничивался со стороны оси 12 от действующей части корпуса коридором, со стороны оси 14 — кирпичной стеной, идущей вдоль оси 14. Вдоль ряда Д была сооружена утепленная деревянная стенка. Отопление производилось регистрами из двух труб 0100 мм, проложенных вдоль рядов Б, В, Г и Д на высоте 7 м от пола. Отопление — паровое с температурой пара 103 °С.
слой льда. Толщина слоя льда в средней ендове по оси Б—В у воронки достигала 2,5 м, общая масса льда вокруг воронки составляла около 15 т. Снег в течение двух зим с крыш не убирался
Процесс обрушение оболочек
Обрушение оболочек началось с двух крайних шедов в направлении 12-метрового пролета. С перерывом в несколько минут разрушились еще два примыкающих к ним шеда; спустя примерно 30 мин авария распространилась далее в направлении пролета 12 м. Дальнейшее разрушение произошло за очень короткий срок последовательно ряд за рядом и прекратилось на оси М, где оказалась кирпичная стенка, выложенная в плоскости колонн и диафрагмы. Всего таким образом обрушилось 9 спаренных шедов, т.е. 18 оболочек покрытия в осях 12— 14 между рядами Б — М.
Обрушение оболочек началось с двух крайних шедов в направлении 12-метрового пролета. С перерывом в несколько минут разрушились еще два примыкающих к ним шеда; спустя примерно 30 мин авария распространилась далее в направлении пролета 12 м. Дальнейшее разрушение произошло за очень короткий срок последовательно ряд за рядом и прекратилось на оси М, где оказалась кирпичная стенка, выложенная в плоскости колонн и диафрагмы. Всего таким образом обрушилось 9 спаренных шедов, т.е. 18 оболочек покрытия в осях 12— 14 между рядами Б — М (показано штриховкой иа рис. 32).
34. План колонн с указанием размеров их отклонений от вертикали
Кровля обрушившейся части корпуса, как было указано выше, не была покрыта гидроизоляционным ковром, а воронки не были обработаны. В результате таяния снега и атмосферных осадков в ендове по ряду Б был обнаружен толстый