Два первых обрушившихся шеда в прошлом были забетонированы дважды; при распалубке бетон рассыпался, и они были забетонированы вторично.
Два первых обрушившихся шеда в прошлом были забетонированы дважды; при распалубке бетон рассыпался, и они были забетонированы вторично.
Бетонирование оболочек производилось в передвижной металлической опалубке, для перемещения которой бетонирование затяжки шеда пролетом 21 м можно было осуществлять только при бетонировании следующей ячейки, что приводило к образованию рабочих швов в самых ответственных местах конструкции. Некачественное возведение покрытия приводило к отклонению колонн от вертикали до 115 мм (рис. 34), к смещению петель стыков Передерия в затяжке по отношению друг к другу, к появлению трещин в местах примыкания затяжки к колоннам (рис. 35). Вследствие отступления от проекта при выполнении в стыках Передерия был смят бетон.
Испытание на прочность материалов, примененных на строительстве, показало, что марка бетона обрушившейся части шедов находилась в соответствии с проектом. Что касается арматуры, то она обладала рядом отрицательных свойств. Так, арматура, примененная в колоннах, бортовых элементах, арках и диафрагмах, оказалась очень хрупкой, содержащей 0,3…0,45 % углерода и значительное количество шлаковых включений. Эта арматура при ее перегибе для образования стыка давала трещины, которые строители не устраняли. В местах сварки предел прочности арматуры снижался до 30… 35 %: от температурных изменений при сварке в арматуре появились трещины. Осмотром мест сопряжения затяжки с оголовком колонны в одном месте был обнаружен разрыв трех стержней арматуры диаметром 30 мм. Были обнаружены трещины в арматуре в некоторых крюках Консидера.
1— верхний пояс диафрагмы (арки); 2 — нижний пояс диафрагмы (затяжки); 3 — два швеллера № 20а; 4 — то же, № 16; 5 — упорный
лист; 6— швеллер № 16а; 7 — клинья; S — уголок 80X80X8 мм
В августе 1954 г. в затяжках появились недопустимые деформации, для устранения которых рядом с затяжками в уровень их верхней грани были поставлены дополнительные стальные затяжки из двух швеллеров № 16 длиной 42 м с заклиниванием в торце.
При осмотре остальных шедов было обнаружено, что почти все затяжки диафрагм имели трещины в местах примыкания к оголовкам колонн. Такие же трещины наблюдались также во многих бортовых элементах 12-метровых пролетов, в местах примыкания к колоннам, особенно на нижних опорах.
Железобетонные конструкции, возведенные в июле 1954 г., стояли открытыми до зимы 1955/56 г., промораживались, покрываясь изнутри ледяными наплывами, и т. п. В зиму 1955/56 г. конструкции покрыли утеплителем, и они подвергались длительному охлаждению под влиянием низких температур, доходивших до —30… —35 °С. От атмосферных осадков и при подтаивании снега в ендовах шедов образовались значительные наледи, доходящие у воронок до 2,5м и более общей массой до 15т. Эта наледь, явившаяся дополнительной, не предусмотренной проектом нагрузкой на оболочку, могла привести к опасным деформациям в месте примыкания «темного ската» к остекленной диафрагме и послужить одной из причин первоначального разрушения оболочек.
Наконец, за семь дней до обрушения часть корпуса была изолирована внутренней перегородкой и обогревалась трубчатыми регистрами, подвешенными к затяжкам диафрагм. В регистры подавался острый пар с температурой выше 100 °С, и конструкции шедов подвергались очень сильному одностороннему температурному воздействию, не предусмотренному проектом. Под влиянием этого интенсивного нагревания дополнительные стальные затяжки из двух швеллеров № 16 длиной 42 м, поставленные ранее для усиления железобетонных затяжек, удлинились и выключились из работы. В результате этого крайние так неудачно обогреваемые шеды обрушились, а за ними потеряли устойчивость и последующие шеды по принципу своеобразной «цепной реакции». Недостатки конструктивного решения схемы покрытия, принятой в проекте, в значительной мере повлияли на масштабы аварии.
В проекте была принята неудачная в данном случае, хотя и допустимая технически, конструкция стыка (в виде стыка Передерия) затяжки над средней колонной двух спаренных шедов в направлении пролета 21 м. Эта конструкция стыка усложнила производство работ и в натуре была выполнена со значительными отступлениями от проекта, что и могло явиться одной из причин первоначального разрушения двух первых спаренных шедов.
Кроме этого, авторы проекта, имея дело с новой конструкцией, еще не вполне освоенной в Советском Союзе, не осуществляли систематический и действенный авторский контроль за строительством. Эта конструкция, возведенная в точном соответствии с проектом и правильно эксплуатируемая, безусловно, не привела бы к аварии, что подтверждается ее надежной работой на другом эксплуатируемом комбинате и на данном меланжевом комбинате на площади 26 тыс. м2.
Результаты обследования и испытания материалов обрушившихся шедовых конструкций
В результате обследования и испытания материалов обрушившихся шедовых конструкций, а также шедового покрытия неэксплуатируемой части комбината было установлено следующее.
В результате обследования и испытания материалов обрушившихся шедовых конструкций, а также шедово-го покрытия неэксплуатируемой части комбината было установлено следующее.
35. Детали усиления дефектных затяжек шедовых покрытий
В ходе строительства в 1954 г. был обнаружен срез бетона в стыках Передерия, возникший вследствие перенапряжения арматуры из-за дефектной установки некоторых вертикальных тяжей, не обеспечивших надлежащее поддерживание затяжки, поэтому затяжка работала примерно по схеме двухпролетной балки с большими опорными моментами. Это подтверждается наличием трещин в кирпичных импостах, в которых расположены подвески в месте их примыкания к арке.