ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ СИЛОСЫ

Несоблюдения технологических правил бетонирова­ния сооружений в подвижной опалубке и грубые нару­шения технических условий на производство строитель­ных работ имели место в силосных корпусах, построен­ных за последние годы.
При возведении железобетонных силосных корпусов и рабочих башен зерновых элеваторов в подвижной опа­лубке из-за недостаточного надзора и неправильного ве­дения работ были срывы бетона, места которых своевре­менно не заделывались качественным бетоном. Наблю­дался случай, когда под давлением зерна вывалилась стена силоса элеватора. Отмечены также факты переко­сов подвижных форм.

Несоблюдения технологических правил бетонирова­ния сооружений в подвижной опалубке и грубые нару­шения технических условий на производство строитель­ных работ имели место в силосных корпусах, построен­ных за последние годы.
При возведении железобетонных силосных корпусов и рабочих башен зерновых элеваторов в подвижной опа­лубке из-за недостаточного надзора и неправильного ве­дения работ были срывы бетона, места которых своевре­менно не заделывались качественным бетоном. Наблю­дался случай, когда под давлением зерна вывалилась стена силоса элеватора. Отмечены также факты переко­сов подвижных форм.
На строительстве некоторых силосных корпусов до­пускаются грубые отступления от проектов в части тол­щины стенок силосов, количества арматуры, марок бето­на и т. п. Вследствие всех этих дефектов за последние годы во многих сданных в эксплуатацию силосных кор­пусах как с круглыми, так и с квадратными силосами возникали деформации, порой вызывавшие разрушение конструкций. Эти деформации возникали как в период первоначальной загрузки отдельных силосов и силосных корпусов, так и после длительной их эксплуатации.
В мае 1961 г. произошло обрушение силосного корпу­са зернового элеватора вместимостью 16 тыс. т, осуществ­ленного по типовому проекту, разработанному в 1952 г.
Элеватор состоит из трехрядного силосного корпуса с круглыми силосами диаметром 6 м, высотой 30 м, с подсилосным этажом и рабочей башней (рис. 20, 21). Все конструкции выполнены в монолитном железобето­не, причем силосы выполнялись в скользящей опалубке с применением ручных домкратов. По данным инженер­но-геологических изысканий, основанием сооружения служит суглинок с допускаемым давлением на грунт до 0,1 МПа. Грунтовые воды залегают на глубине более 10 м от поверхности земли.
Подсилосный этаж запроектирован в виде нижней (фундаментной) безбалочной плиты толщиной 60 см и верхней (подсилосной) безбалочной плиты толщиной 50 см, опирающейся на колонны. Проектом предусмотре­но выполнение нижней плиты из бетона марки М 110, а верхней плиты и колонн из бетона марки М 140.
Зерновой элеватор
20. Зерновой элеватор
 
Зерновой элеватор
 
 
Силосы запроектированы со стенками толщиной 16 см из бетона марки М 140, армированными одиночной арматурой, да исключением участков наружных стенок на высоте 4,5…19,5 м, армированных двойной арматурой (рис.22).
Установлено, что проект силосного корпуса состав­лен в соответствии с действовавшей в 1952 г. «Инструк­цией по проектированию и расчету железобетонных си-лосов зерновых элеваторов» и не содержит ошибок, ко­торые могли бы служить причиной или содействовать возникновению аварии. Строительство элеватора нача­лось в 1953 г.; рабочая башня была окончена строитель­ством в 1955 г., а подсилосный этаж — в марте 1956 г.
Армирование стен силосов
22. Армирование стен силосов
1    кольцевая арматура 0 10 мм; 2 — вертикаль­ная арматура 0 10 мм через 300 мм; 3 — хомут 4 — днище силосов;  5 — надсилосное перекрытие

Силосы в процессе бетонирования
23. Силосы в процессе бетонирования
 
Бетонирование силосов велось с мая по октябрь 1956 г. на высоту 19 м. Зимой работы не производились, а за время с мая по сентябрь 1957 г. было закончено бе­тонирование стенок силосного корпуса. Таким образом, бетонирование силосного корпуса велось свыше 8 мес с перерывом на зимний период, в то время как при нор­мальной работе в три смены корпус должен быть возведен в течение одного месяца. Такой «метод» про­изводства работ противоречит основному условию бес­прерывности возведения сооружений при применении скользящей опалубки и приводит к многочисленным де­фектам, в частности к срывам бетона (рис. 23).
Элеватор в декабре 1957 г. был принят государст­венной приемочной комиссией и сдан в эксплуатацию. Загрузка элеватора началась в мае 1958 г. Осадка эле­ватора при загрузке проходила неравномерно. Наблю­давшийся вследствие разности осадок крен в 4…6 см в направлении юго-востока (силосов № 101—108) вы­правляли увеличенной загрузкой силосов с противопо­ложной стороны. Общая осадка элеватора составляла 20 см.
В процессе эксплуатации в июне — июле 1960 г. на­блюдалось отслоение штукатурки силосов № 101—104 и 301—303 слоем высотой 30…40 см, толщиной 20…25 мм на высоте 4,3…5 м от подсилосной плиты. Ремонт отсло­ившейся штукатурки производили в июле 1960 г. В де­кабре 1960 г. было обнаружено интенсивное отслоение штукатурки на новых участках с отпадением защитногослоя бетона и оголением арматуры в силосах № 101, 102 и 104 и 301 — 303. Дальнейшее нарастание деформа­ций стенок силосов привело к тому, что в феврале 1961 г. .через сквозные горизонтальные трещины происходила  утечка зерна. В марте 1961 г. в стенке силоса № 301 об­разовались вертикальные трещины в зоне отслоения штукатурки высотой 1…1.2 м с раскрытием 5…6 мм.
За два дня до обрушения силосного корпуса наблю­далась осадка всех силосов на 25…30 см с креном к си­лосу № 101. Осадка произошла вследствие разрушения бетона в зоне происшедших ранее отслоений штукатур­ки, при этом наблюдалось выпучивание наружу верти-кальных стержней (образование треугольников).
Для выполнения ремонтных работ силосы освобож­дали от зерна, к началу мая 1961 г. были загружены только средние силосы и звездочки.
В середине мая произошло полное обрушение всех си­лосов в направлении силосов № 101—108. 

Добавить комментарий