При возведении железобетонных силосных корпусов и рабочих башен зерновых элеваторов в подвижной опалубке из-за недостаточного надзора и неправильного ведения работ были срывы бетона, места которых своевременно не заделывались качественным бетоном. Наблюдался случай, когда под давлением зерна вывалилась стена силоса элеватора. Отмечены также факты перекосов подвижных форм.
При возведении железобетонных силосных корпусов и рабочих башен зерновых элеваторов в подвижной опалубке из-за недостаточного надзора и неправильного ведения работ были срывы бетона, места которых своевременно не заделывались качественным бетоном. Наблюдался случай, когда под давлением зерна вывалилась стена силоса элеватора. Отмечены также факты перекосов подвижных форм.
На строительстве некоторых силосных корпусов допускаются грубые отступления от проектов в части толщины стенок силосов, количества арматуры, марок бетона и т. п. Вследствие всех этих дефектов за последние годы во многих сданных в эксплуатацию силосных корпусах как с круглыми, так и с квадратными силосами возникали деформации, порой вызывавшие разрушение конструкций. Эти деформации возникали как в период первоначальной загрузки отдельных силосов и силосных корпусов, так и после длительной их эксплуатации.
В мае 1961 г. произошло обрушение силосного корпуса зернового элеватора вместимостью 16 тыс. т, осуществленного по типовому проекту, разработанному в 1952 г.
Элеватор состоит из трехрядного силосного корпуса с круглыми силосами диаметром 6 м, высотой 30 м, с подсилосным этажом и рабочей башней (рис. 20, 21). Все конструкции выполнены в монолитном железобетоне, причем силосы выполнялись в скользящей опалубке с применением ручных домкратов. По данным инженерно-геологических изысканий, основанием сооружения служит суглинок с допускаемым давлением на грунт до 0,1 МПа. Грунтовые воды залегают на глубине более 10 м от поверхности земли.
Подсилосный этаж запроектирован в виде нижней (фундаментной) безбалочной плиты толщиной 60 см и верхней (подсилосной) безбалочной плиты толщиной 50 см, опирающейся на колонны. Проектом предусмотрено выполнение нижней плиты из бетона марки М 110, а верхней плиты и колонн из бетона марки М 140.
Установлено, что проект силосного корпуса составлен в соответствии с действовавшей в 1952 г. «Инструкцией по проектированию и расчету железобетонных си-лосов зерновых элеваторов» и не содержит ошибок, которые могли бы служить причиной или содействовать возникновению аварии. Строительство элеватора началось в 1953 г.; рабочая башня была окончена строительством в 1955 г., а подсилосный этаж — в марте 1956 г.
1 кольцевая арматура 0 10 мм; 2 — вертикальная арматура 0 10 мм через 300 мм; 3 — хомут 4 — днище силосов; 5 — надсилосное перекрытие
Элеватор в декабре 1957 г. был принят государственной приемочной комиссией и сдан в эксплуатацию. Загрузка элеватора началась в мае 1958 г. Осадка элеватора при загрузке проходила неравномерно. Наблюдавшийся вследствие разности осадок крен в 4…6 см в направлении юго-востока (силосов № 101—108) выправляли увеличенной загрузкой силосов с противоположной стороны. Общая осадка элеватора составляла 20 см.
За два дня до обрушения силосного корпуса наблюдалась осадка всех силосов на 25…30 см с креном к силосу № 101. Осадка произошла вследствие разрушения бетона в зоне происшедших ранее отслоений штукатурки, при этом наблюдалось выпучивание наружу верти-кальных стержней (образование треугольников).
Для выполнения ремонтных работ силосы освобождали от зерна, к началу мая 1961 г. были загружены только средние силосы и звездочки.
В середине мая произошло полное обрушение всех силосов в направлении силосов № 101—108.
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ СИЛОСЫ
Несоблюдения технологических правил бетонирования сооружений в подвижной опалубке и грубые нарушения технических условий на производство строительных работ имели место в силосных корпусах, построенных за последние годы.
Несоблюдения технологических правил бетонирования сооружений в подвижной опалубке и грубые нарушения технических условий на производство строительных работ имели место в силосных корпусах, построенных за последние годы.
20. Зерновой элеватор
Силосы запроектированы со стенками толщиной 16 см из бетона марки М 140, армированными одиночной арматурой, да исключением участков наружных стенок на высоте 4,5…19,5 м, армированных двойной арматурой (рис.22).
22. Армирование стен силосов
23. Силосы в процессе бетонирования
Бетонирование силосов велось с мая по октябрь 1956 г. на высоту 19 м. Зимой работы не производились, а за время с мая по сентябрь 1957 г. было закончено бетонирование стенок силосного корпуса. Таким образом, бетонирование силосного корпуса велось свыше 8 мес с перерывом на зимний период, в то время как при нормальной работе в три смены корпус должен быть возведен в течение одного месяца. Такой «метод» производства работ противоречит основному условию беспрерывности возведения сооружений при применении скользящей опалубки и приводит к многочисленным дефектам, в частности к срывам бетона (рис. 23).
В процессе эксплуатации в июне — июле 1960 г. наблюдалось отслоение штукатурки силосов № 101—104 и 301—303 слоем высотой 30…40 см, толщиной 20…25 мм на высоте 4,3…5 м от подсилосной плиты. Ремонт отслоившейся штукатурки производили в июле 1960 г. В декабре 1960 г. было обнаружено интенсивное отслоение штукатурки на новых участках с отпадением защитногослоя бетона и оголением арматуры в силосах № 101, 102 и 104 и 301 — 303. Дальнейшее нарастание деформаций стенок силосов привело к тому, что в феврале 1961 г. .через сквозные горизонтальные трещины происходила утечка зерна. В марте 1961 г. в стенке силоса № 301 образовались вертикальные трещины в зоне отслоения штукатурки высотой 1…1.2 м с раскрытием 5…6 мм.