Вопросы повышения качества элеваторостроения в настоящее время стоят очень остро: необходимо специализировать организации по возведению силосных корпусов, закрепить постоянные квалифицированные кадры, повысить технологическую дисциплину, усилить контроль со стороны заказчика, а также авторский надзор со стороны проектных организаций и др.
Научно-исследовательские и проектные институты за последние годы провели значительные работы по совершенствованию технических решений силосных сооружений. Эти работы выполнялись и выполняются Ленинградским Промстройпроектом, Гипронисельхозом, Промзер-нопроектом, НИИ бетона и железобетона Госстроя СССР и др.
В целях повышения качества монолитных железобетонных конструкций Госстрой СССР утвердил новую главу СНиП Ш-15-76 «Бетонные и железобетонные монолитные конструкции. Правила производства работ», в которой повышены требования по возведению железобетонных сооружений в скользящей опалубке.
В настоящее время в большом объеме осуществляется строительство сборных силосных сооружений.
В главе СНиП П-91-77 «Сооружения промышленных предприятий» указывается, что при проектировании силосных корпусов следует, исходя из технико-экономической, целесообразности и конкретных условий строительства, предусматривать применение монолитного железобетона (при возведении индустриальными методами) или сборного железобетона (из унифицированных изделий).
Следует отметить, что в сборных силосных сооружениях не исключено раскрытие стыков при неравномерных осадках вследствие различных загрузок отдельных сило-сов, неоднородности грунтов оснований и других причин. Кстати, из теории надежности известно, что надежность строительных систем из последовательно соединенных элементов меньше надежности каждого из элементов, взятых в отдельности, поэтому с увеличением числа элементов надежность системы быстро падает. В целях обеспечения надежности и долговечности силосных сооружений наиболее оптимальным решением является выполнение их из монолитного железобетона или максимально укрупненных объемных блоков.
С учетом имевших место обрушений силосных сооружений для хранения зерна проводились научно-исследовательские и экспериментальные работы по совершенствованию проектных решений, методов определения горизонтальных давлений сыпучих материалов на стены силосов и других положений. На основе результатов этих работ ЦНИИпромзернопроектом Минзага СССР с участием института Гипронисельхоз Минсельхоза СССР была разработана и Госстроем СССР в 1977 г. утверждена «Инструкция по проектированию элеваторов, зерноскладов и других предприятий, зданий и сооружений по обработке и хранению зерна».
Основные дефекты силосов
Учитывая, что основные дефекты силосов, построенных за время 1950—1961 гг., объясняются низким качеством строительных работ, СН 302—65 предусмотрены требования по повышению надежности сооружений. Минимальная марка бетона принята М 200, при этом учитывается особенность укладки бетона в скользящую опалубку, в связи с чем расчетное сопротивление бетона на сжатие умножается на коэффициент 0,75. Усилены горизонтальная и вертикальная арматуры нижней зоны стен наружных силосов, а толщина наружных стен силосов диаметром 6 м увеличена с 16 до 18 см.
Учитывая, что основные дефекты силосов, построенных за время 1950—1961 гг., объясняются низким качеством строительных работ, СН 302—65 предусмотрены требования по повышению надежности сооружений. Минимальная марка бетона принята М 200, при этом учитывается особенность укладки бетона в скользящую опалубку, в связи с чем расчетное сопротивление бетона на сжатие умножается на коэффициент 0,75. Усилены горизонтальная и вертикальная арматуры нижней зоны стен наружных силосов, а толщина наружных стен силосов диаметром 6 м увеличена с 16 до 18 см.