Обрушение монолитного железобетонного силоса, полностью загру­женного пластифицированным цементом

В 1954 г. на цементном заводе произошло обрушение монолитного железобетонного силоса, полностью загру­женного пластифицированным цементом в количестве 2600т.
Силосный корпус (рис. 24), состоящий из 12 цилин­дрических силосов, был построен по типовому проекту, разработанному в 1950 г. Проектом предусматривалось возведение цементных силосов из двух групп по 6 сило-сов в каждой группе. Высота силоса от днища до верха 26,7 м; внутренний диаметр 9,5 м; толщина стенки 18 см; бетон марки М 140. Армирование стенок силоса запро­ектировано из двойной гладкой арматуры в виде отдель­ных стержней с крюками.

В 1954 г. на цементном заводе произошло обрушение монолитного железобетонного силоса, полностью загру­женного пластифицированным цементом в количестве 2600т.
Силосный корпус (рис. 24), состоящий из 12 цилин­дрических силосов, был построен по типовому проекту, разработанному в 1950 г. Проектом предусматривалось возведение цементных силосов из двух групп по 6 сило-сов в каждой группе. Высота силоса от днища до верха 26,7 м; внутренний диаметр 9,5 м; толщина стенки 18 см; бетон марки М 140. Армирование стенок силоса запро­ектировано из двойной гладкой арматуры в виде отдель­ных стержней с крюками.
Строительство силосов осуществлялось в 1951— 1953 гг. и велось в две очереди. В первую очередь за 1951 —1952 гг. была возведена первая группа из 6 сило­сов: № 4, 5, 6, 13, 14 и 15. Во вторую очередь за 1952— 1953 гг. была возведена вторая группа также из 6 сило­сов: № 7, 8, 9, 10, 11 и 12. Силосы бетонировались с при­менением общей подвижной опалубки обычного типа.
Приемка в эксплуатацию первой очереди корпуса из 6 силосов была произведена в ноябре 1952 г., приемка второй очереди также из 6 силосов — в сентябре 1953 г.
Для разгрузки цемента из силосов на цементном за­воде была принята пневматическая система Проха. Эта система основана на подаче воздуха от компрессоров в воздушные каналы, проходящие по дну силоса в виде «елки», покрытые сверху пористыми плитками. Воздух проникает в цемент через микроскопические отверстия в плитках, и в ближайшей к плиткам среде нарушает угол внутреннего трения цемента, который течет под углом до 4° к горизонту. Отработанный воздух проходит через толщу цемента и выходит в атмосферу через люки в пе­рекрытии над силосной галереей. При разгрузке цемент опускается плавно по всему сечению силоса, образуя не­большую вогнутость.
Цемент из силосов выгружается через боковые или донные отверстия по гибким трубам.
Авария силоса № 7, по сообщению очевидцев, прои­зошла при следующих обстоятельствах. Утром в день аварии было обнаружено, что боковое отверстие для выгрузки цемента с внутренней стороны закрыто куском древесины. В связи с этим для выгрузки цемента приш­лось использовать одно из двух донных выпускных от­верстий. Погрузка цемента была произведена в два ва­гона: в один 40 т, в другой 50 т и был подан под погруз­ку третий вагон. В этот момент раздался громкий треск, и место аварии заволокло облако цементной пыли.
От силоса № 7 уцелела нижняя часть на высоту 3,5… 4,5 м от верха плиты днища и вся подсилосная часть. В колоннах и в днище этого силоса деформации при ос­мотре не были выявлены. В повисших обломках силоса обнаружена разорванная арматура с шейками разрыва на ее концах. Местами имелись также разогнутые крю­ки на оголенных стержнях гладкой арматуры.
При обрушении силоса № 7 был поврежден соседний силос № 8, у которого на высоте около 5 м оказалась пробоина стенки шириной примерно 7 и высотой 5 м. На смежном силосе № 12 замечены следы скольжения об­ломков силоса № 7, на стенках силосов № 6, 8, 9, 12, 13 и 14 — трещины. Наибольшее число трещин имелось на стенках силосов № 8 и 12, которые, кроме того, имели резко выраженные выпучины в сторону боковых выпуск­ных отверстий.
В силосе № 12 трещины начинались с отм. 4 м от дни­ща и продолжались до высоты 16 м, имея различную длину и наибольшее раскрытие до 12 мм на отм. 11…12 м. Расстояние между трещинами составляло 100…400 мм и более. В силосе № 8 особо крупные трещины были на высоте 11…16 м от днища с раскрытием до 10 мм и рас­стоянием между ними 150…400 мм и более. На силосах № 6, 9, 13 и 14 число трещин было сравнительно неболь­шим, и раскрытие их не превышало 1 мм.
Трещины стенок силоса № 12 были замечены в июне 1954 г. по пылению цемента в период его загрузки и раз­грузки. В заключении проектной организации и ОКСа завода в июне 1954 г. указывалось на необходимость вы­явления причин образования трещин путем вскрытия ар­матуры и разработки проекта усиления силоса. Эти ме­роприятия остались невыполненными, а для устранения пыления трещины неоднократно замазывали цементным раствором.
Силосный корпус
 
24. Силосный корпус
1 — железобетонная фундаментная плнта; 2—колонны; 3 — подсилосная пли­та; 4 — боковые выходные отверстия; 5 — тощий бетон; 6 — стенки  силоса; 7 — надснлосная галерея; 8 — железнодорожные пути; 9 — обрушившийся си­лос № 7
 
Для проверки соответствия построенных силосов про­екту и оценки качества проведенных работ в силосах № 7, 8, 10, 12, 13 и 14 была вскрыта арматура и опробо­ван бетон с помощью молотка и зубила. Были произведе­ны замеры сечений уложенных стержней арматуры и расстояний между ними, толщины стенок силосов с опи­санием и зарисовкой трещин.

Добавить комментарий