С наружной стороны уцелевшей части стенки силоса № 7 была вскрыта кольцевая арматура в штрабе высотой 3,5 м. Эквивалентное сечение установленной арматуры составило 82 % проектного.
С наружной стороны уцелевшей части стенки силоса № 7 была вскрыта кольцевая арматура в штрабе высотой 3,5 м. Эквивалентное сечение установленной арматуры составило 82 % проектного.
По замерам сечений арматуры и расстояний между стержнями в повисшем обломке стенки силоса № 7, относящемся ко второй зоне армирования (местоположение обломка определено по длине сохранившейся вертикальной арматуры)\’, выявлено, что количество арматуры составило 53 % проектного. Отмечено также, что в той же зоне армирования силоса № 12, находящегося в аварийном состоянии, количество арматуры составляло 59 % проектного.
В пробоине силоса № 8 обнаружено, что наружная и внутренняя арматура расположена равномерно и количество ее составляет 57 % проектного. По наружной штрабе в нижней половине этого же силоса количество арматуры составило 51,5 % проектного. В силосе № 10 была вскрыта наружная арматура в трех штрабах на высоту до 5,32 м в нижней трети стенки силоса. Количество арматуры составило 49…58 % проектного.
В силосе № 12, который находился в аварийном состоянии и по своим эксплуатационным условиям аналогичен обрушившемуся силосу № 7, путем пробивки борозды была вскрыта наружная арматура по всей высоте силоса и внутренняя арматура в третьей зоне на высоту 2,65 м. Замерами установлено, что в средней зоне силоса высотой 5 м количество арматуры составило 40 %\’ проектного. В этой наиболее напряженной зоне силоса вместо проектной арматуры диаметром 14 мм с шагом 11 см была уложена арматура диаметром 10 мм с шагом 20…25 см. В нижней половине силоса № 13 (из группы силосов первой очереди строительства) количество арматуры составило 67 % проектного для второй зоны и 92 % — для первой зоны. В силосе № 4 той же группы силосов в наружной штрабе высотой 2,73 м в нижней половине силоса количество арматуры составило 89 % проектного.
Таким образом, в силосах обнаружено недостаточное количество арматуры по сравнению с проектным, особенно в силосах второй очереди строительства (силосы № 7, 8, 10 и 12).
В силосе № 12 в средней \’(третьей) зоне, где количество арматуры составляло 40 % проектного, коэффициент запаса прочности был меньше единицы вместо коэффициента 2, установленного нормами, так как по характеру деформаций силоса № 12 можно установить, что арматура работает за пределом текучести.
Силос № 12 не обрушился только потому, что с момента ввода в эксплуатацию его полностью не заполняли цементом. К. моменту разрушения силоса № 7 силос № 12 был заполнен только на 60 % объема.
При выяснении причин аварии силоса № 7 кроме грубых отступлений от проекта при армировании силосов был установлен целый ряд нарушений правил производства работ. Так, в процессе производства работ допускали длительные перерывы (до 2,5 мес) при бетонировании стенок силоса в подвижной опалубке. Укладку арматуры производили не по шаблону и без должного контроля, в результате чего расстояние между стержнями местами достигало 57 см вместо 10…12 см по проекту. Испытание образцов бетона производили нерегулярно. Например, при возведении второй группы силосов проведено всего шесть испытаний кубиков, т, е. на 900 м3 уложенного бетона было испытано 12 кубиков при норме 18. Журнал по производству работ при возведении силосов заполнялся нерегулярно с перерывами до 3 мес. Так, с 26 июня по 8 августа и с 21 августа по 20 ноября 1952 г. записей в журнале не было. Акты на скрытые работы по укладке арматуры не обнаружены. Строительные работы по возведению силосов производились под руководством работников, не имевших высшего технического образования и необходимого практического опыта.
Приемка силосного корпуса в эксплуатацию была произведена с нарушением правил эксплуатации цементных заводов, по которым для обеспечения равномерной осадки силосов их необходимо перед эксплуатацией полностью загрузить.
Причины аварии силоса
В результате установлено, что в процессе строительных работ были допущены значительные отступления от проекта: кольцевая арматура была уложена в количестве, значительно меньшем проектного; толщина стенок в отдельных случаях составляла 15,5… 16 см вместо 18 см. Качество бетона, уложенного в сооружение, признано удовлетворительным.
В результате установлено, что в процессе строительных работ были допущены значительные отступления от проекта: кольцевая арматура была уложена в количестве, значительно меньшем проектного; толщина стенок в отдельных случаях составляла 15,5… 16 см вместо 18 см. Качество бетона, уложенного в сооружение, признано удовлетворительным.