Следует отметить, что в процессе эксплуатации были случаи засорения выпускных отверстий из силосов вследствие того, что в них из верхней галереи попадали куски древесины, комья слежавшейся цементной пыли и т. п. Чтобы улучшить выход цемента, повышали давление для подачи увеличенного количества воздуха, причем давление подаваемого воздуха из воздушной системы не контролировалось. Выходные клапаны воздухопроводов не были опломбированы.
Следует отметить, что в процессе эксплуатации были случаи засорения выпускных отверстий из силосов вследствие того, что в них из верхней галереи попадали куски древесины, комья слежавшейся цементной пыли и т. п. Чтобы улучшить выход цемента, повышали давление для подачи увеличенного количества воздуха, причем давление подаваемого воздуха из воздушной системы не контролировалось. Выходные клапаны воздухопроводов не были опломбированы.
Бесконтрольная подача воздуха в силосы может привести к такому добавочному давлению на стенки силоса, которое не учитывается в расчетах. Возможны также обрушения внутри силоса зависающих масс цемента, особенно если перед выгрузкой он долго хранился.
Так как к моменту прибытия комиссии Госстроя СССР на место аварии основная масса обломков обрушившегося силоса № 7 была убрана и их осмотр на месте свалки не позволил выявить принадлежность каждого из них к соответствующей зоне армирования, комиссия при определении причин аварии учла только результаты изучения состояния сохранившихся силосов. По конструкции, условиям строительства и эксплуатации эти силосы были аналогичны обрушившемуся силосу №7, а силос № 12 находился в аварийном состоянии; это позволило провести тщательное наблюдение и обследование.
На основании результатов обследования оставшейся части силоса № 7 и обломка его стенки, а также осмотров, замеров и расчетов сохранившихся силосов установлено, что обрушение силоса № 7 произошло вследствие того, что количество арматуры в стенках силоса оказалось недостаточным для восприятия усилий от эксплуатационных нагрузок. В результате отступлений от про-
екта, особенно при строительстве силосов второй группы, количество уложенной арматуры в стенках силосов местами составило 40 % проектного.
Засорения выходных отверстий, допущенные в процессе эксплуатации, и бесконтрольная подача воздуха в силос привели к повышению давления внутри силоса и увеличению напряжений в арматуре.
Некоторое уменьшение количества арматуры было обусловлено проектом, разработанным в 1950 г., когда коэффициент увеличения давления к формулам Янсена— Кенена был принят равным 1,5.
Проверочный расчет армирования стен силосов
Проверочный расчет армирования стен силосов, принятого в проекте, показывает, что давление цемента на стенки силоса определено по формулам Янсена — Кене-на с поправочным коэффициентом 1,5. Комиссия отметила, что до 1952 г. не было нормативных указаний о порядке учета нагрузок при расчете цементных силосов.
Проверочный расчет армирования стен силосов, принятого в проекте, показывает, что давление цемента на стенки силоса определено по формулам Янсена — Кене-на с поправочным коэффициентом 1,5. Комиссия отметила, что до 1952 г. не было нормативных указаний о порядке учета нагрузок при расчете цементных силосов.