Учитывая, что метод конечных элементов не выявляет возможное перераспределение напряжений в материале трубы, определение распределения напряжений было проведено с помощью тензометров. Тензометры, прикрепленные к стене трубы, были покрыты слоем цементного раствора. После этого трубопровод постепенно заполнялся водой с тем, чтобы не повредить тщательно протарированиые приборы. Полученные данные (табл. 6) показывают вполне определенную тенденцию распределения напряжений. Они лишний раз подтверждают, что наибольшие напряжения сконцентрированы непосредственно по краю шва. Поэтому более близкие к фактическим значения этих напряжений находятся где-то между максимальными величиными, полученными по методу конечных элементов (474 МПа) и с помощью тензометров (270 МПа).
Анализ данных, полученных по методу конечных элементов и с помощью тензометров, показал, что коэффициент концентрации напряжений у края внутреннего шва колеблется от 3,5 до 7. Установлено,что раструбный стык труб под воздействием осевой нагрузки будет разрушен при сжатии или растяжении еще до того, как материал трубы достигнет предела прочности.
Поэтому решение проблемы при строительстве таких трубопроводов заключается в устройстве вместо раструбных сварных стыков обычных стыковых сварных соединений (рис. 90,91).
После первых двух разрушений было обследовано большое число сварных швов, выполненных в полевых условиях на участке трубопровода, проходящего по поверхности земли. Качество швов оказалось невысоким: они неоднородны, сопряжения с основанием имеют ступенчатую форму. Металл наплавлялся в шве крупными каплями от основания до верха. Такое качество сварных швов, безусловно, способствовало аварии трубопровода. Примененный метод сварки недопустим в этих .условиях, так как он не обеспечивает полную равномерную проварку швов. Кроме того, в материал шва попадает окалина и шов получается неоднородным, с частыми уступами у основания—в наиболее напряженной зоне стыка. В результате здесь происходит дополнительная концентрация напряжений, что вызывает хрупкий излом материала, если труба выполнена из стали, не обладающей требуемой вязкостью.
а — конструкция шва; б — деталь соединения, обеспечивающая возможность температурных деформаций трубопровода; 1 — наружный диаметр; 2\’—среднее кольцо; S — стяжной болт; 4 — ось соединения; 5 — без упора; 6 — стяжное кольпо; 7—-опора; 8—полиэтиленовая пленка 0,25 мм; 9 — наклонный слой гравия 20 см; 10 — ось температурного шва; 11 — ось соединения; 12 — ось неподвижной опоры
1 — разрыв трубы в пределах раструба у границы внутреннего сварного шва; 2 —внешний сварной шов; 3 — внутренний сварной шов
Литература по сварке элементов из стали А-572 указывает на необходимость предварительного нагрева металла, если толщина листа менее 28 мм. Однако, как отмечалось выше, предварительный\’ нагрев свариваемых изделий с меньшей толщиной стенки не только полезен, но необходим. Без предварительного нагрева нельзя контролировать изменение твердости материала в зоне, подверженной воздействию высоких температур при сварке, с соответствующим снижением вязкости металла.
Высококачественные швы и сохранение характеристик материала свариваемых элементов на участках, подверженных воздействию высоких температур, обеспечиваются при применении электродов с низким содержанием водорода в сочетании с предварительным нагревом участков свариваемых элементов до 95 °С.
Дополнительные напряжения вследствие изгиба при утолщении стенки и эксцентриситета
Установлено, что при проектировании стыков трубопроводов такой конструкции не учитывались дополнительные напряжения вследствие изгиба при утолщении стенки и эксцентриситета на участке стыка. Между тем дополнительные напряжения при изгибе стенки трубы на участке стыка в результате взаимодействия внутреннего давления измененного сечения трубы могут достигать значительных величин. Эксцентриситет стенки трубы в стыке также может служить причиной появления больших дополнительных напряжений в том случае, когда трубопровод находится под воздействием осевых нагрузок (вызванных температурными деформациями и при перераспределении окружных напряжений по методу Пуассона). В результате вычисления на ЭВМ максимальное напряжение у края внутреннего шва составило 474 МПа. тогда как предел прочности стали, гарантируемый фирмой-поставщиком, составляет 413 МПа.
Установлено, что при проектировании стыков трубопроводов такой конструкции не учитывались дополнительные напряжения вследствие изгиба при утолщении стенки и эксцентриситета на участке стыка. Между тем дополнительные напряжения при изгибе стенки трубы на участке стыка в результате взаимодействия внутреннего давления измененного сечения трубы могут достигать значительных величин. Эксцентриситет стенки трубы в стыке также может служить причиной появления больших дополнительных напряжений в том случае, когда трубопровод находится под воздействием осевых нагрузок (вызванных температурными деформациями и при перераспределении окружных напряжений по методу Пуассона). В результате вычисления на ЭВМ максимальное напряжение у края внутреннего шва составило 474 МПа. тогда как предел прочности стали, гарантируемый фирмой-поставщиком, составляет 413 МПа.
90. Температурный шов
91. Разрушение участка подземного трубопровода
Специалисты по технологии металла пришли к выводу, что разрушение трубопровода в результате хрупкого излома произошло в связи с фактическим ослаблением сечения сварного шва у основания. Это явилось следствием выжигания и зачистки первого неудачного шва, а также неправильного образования повторного шва, когда не был обеспечен плавный переход наплавленного металла в шве к внутренней поверхности трубы.