Анализ причин аварии трубопровода

На основе анализа причин аварии трубопроводов и проведенных после нее исследований были скорректи­рованы технические условия на сварку.
Изменилась точка зрения и в отношении использо­вания конструкций раструбных стыков и стыков с на­кладками в сварных трубопроводах. Отмечается, что эти стыки обычно являются наиболее экономичными и удобными для работы в полевых условиях и поэтому будут применяться и в дальнейшем. Но учитывая, что условия строительства изменяются, эти конструкции стыков не будут применяться автоматически, как это имело место в прошлом.

На основе анализа причин аварии трубопроводов и проведенных после нее исследований были скорректи­рованы технические условия на сварку.
Изменилась точка зрения и в отношении использо­вания конструкций раструбных стыков и стыков с на­кладками в сварных трубопроводах. Отмечается, что эти стыки обычно являются наиболее экономичными и удобными для работы в полевых условиях и поэтому будут применяться и в дальнейшем. Но учитывая, что условия строительства изменяются, эти конструкции стыков не будут применяться автоматически, как это имело место в прошлом.
В тех случаях, когда трубопровод прокладывается над землей, при значительных колебаниях температуры воздуха рекомендуется сварку труб вести с устройством температурных швов. Если трубопровод проложен в земле, а толщина стенки его превышает 13 мм и он ра­ботает при значительных температурных колебаниях, рекомендуется также сваривать трубы встык.
Американские инженеры утверждают, что элемент, выполненный из широко применяемой строительной стали А-36, при растяжении получает значительную де­формацию и только после этого разрушается. Это свой­ство пластичности, или вязкости стали при применении ее в строительных конструкциях позволяет перераспределять по сечению чрезмерные напряжения, сконцент­рированные в определенных точках.
Несколько по-иному обстоит дело с применением в строительстве современных высокопрочных низколеги­рованных сталей. В ряде случаев можно получить до­полнительную прочность стали путем снижения ее вязкости. Однако снижение этого показателя не допуска­ется в связи с возможными ошибками при проектирова­нии конструкций, отклонениями от требуемых характе­ристик при производстве стали, проката и при возведе­нии самих конструкций.
Так, например, у основания сварного шва, показан­ного на рис. 92, происходит резкое изменение сечения конструкции. На этом участке будут концентрировать­ся напряжения. Так как сталь, примененная на строи­тельстве, обладает малой вязкостью, а при производст­ве сварки вязкость материала на этом участке еще более уменьшилась, можно ожидать, что здесь произойдет разрушение материала вследствие его перенапряжения.
Если бы сталь в этом месте обладала достаточной вязкостью, а сварка была бы выполнена в соответствии с техническими условями, то благодаря текучести ма­териала чрезмерные напряжения, сконцентрированные здесь, перераспределялись бы на большую площадь се­чения и конструкция не разрушилась.
Таким образом, крайне желательно, чтобы при пре­дельных напряжениях могли бы происходить деформа­ции при явлении текучести без разрушения конструк­ции. Благодаря этому обеспечивается перераспределе­ние опоры напряжений в сечении с соответствующим их снижением в опасной зоне до допустимой величины.
В хорошо скорректированных стыках предусматри­вается использование свойств текучести стали для выравнивания.
При использовании в конструкциях высокопрочных низколегированных сталей инженер должен быть хоро­шо знаком с методами предотвращения разрушения этого материала в результате хрупкого излома. Фак­торами, способствующими такому виду разрушения стали, являются: большая толщина листов проката, бо­лее высокий предел прочности стали, низкая температу­ра в процессе эксплуатации данного сооружения или конструкции, большая скорость знакопеременной и пульсирующей нагрузки,\’- сварка без нагрева сваривае­мых элементов, трещины, раковины в материале элемен-
тов и сварных швов \’(чем больше, тем опаснее)\» и, нако­нец, неправильная форма и неравномерность поверхности элементов.
Концентрация напряжений происходит на участке резкого изменения сечений элемента при образовании трещин под сварным швом или при наличии других де­фектов в материале элементов. Кроме того, в результате несовершенной технологии при выплавке стали и изго­товлении проката можно получить металл различной твердости в одном сечении, что может вызвать неравно­мерное распределение напряжений.

Добавить комментарий