В ряде случаев применялись каркасы с изогнутыми поперечными стержнями. Принятая фиксация закладных деталей не обеспечивала их проектного положения. Детали, предназначенные для крепления стоек металлического фонаря, не имели болтов с гайками.
Арматурные каркасы не имели соответствующих бирок и складировались на земле внавал. При установке спорных закладных деталей в опалубку анкерные стержни в отдельных случаях срезались, при этом они заменялись другими стержнями, приваренными к листу фланговым швом, либо вовсе отсутствовали.
В ряде случаев применялись каркасы с изогнутыми поперечными стержнями. Принятая фиксация закладных деталей не обеспечивала их проектного положения. Детали, предназначенные для крепления стоек металлического фонаря, не имели болтов с гайками.
Арматурные каркасы не имели соответствующих бирок и складировались на земле внавал. При установке спорных закладных деталей в опалубку анкерные стержни в отдельных случаях срезались, при этом они заменялись другими стержнями, приваренными к листу фланговым швом, либо вовсе отсутствовали.
Имело место значительное отступление от проектной величины бетонного защитного слоя. Внутренние бортовые щиты опалубки, выполненные из дерева, были низкого качества, особенно в угловых сопряжениях, что во многих случаях приводило к уменьшению сечения элементов ферм в местах вутов. Закрепление ферм из плоскости на панелевозе производилось в двух точках (в местах крайних стоек решетки), в результате чего верхний пояс на длине 18 м не был развязан и подвергался деформациям при перевозке.
При осмотре металлических конструкций фонарей отступлений от чертежей КМД при заводском изготовлении не обнаружено, но при укрупнительной сборке фонарей на строительной площадке сварные швы в коньке фермы выполнялись не на полную длину.
В марте 1965 г. на площадке велись работы по монтажу строительных конструкций, кладке внутренних продольных кирпичных стен и укладке утеплителя на покрытии цеха.
К моменту обрушения все колонны цеха были смонтированы, а в пролетах Б—В и В—Г между осями 33—54 были установлены фермы и фонари, а также уложены плиты покрытия. Подкрановые балки в месте обрушения цеха не были установлены. В остальной части цеха они частично были смонтированы в отдельных пролетах. Предусмотренные проектом горизонтальные крестовые металлические связи по верхним поясам железобетонных ферм в пределах обеих крайних подфонарных панелей каждого температурного блока не были смонтированы.
По оси Г между осями 33—54 была возведена кирпичная стена толщиной 1,5 кирпича на всю высоту колонн без связи с ними. Между осями 44—53 в пролетах Б—В и В—Г были уложены пенобетонные плиты утеплителя.
Непосредственно перед аварией на покрытии пролетов Б—В и В—Г между осями 44—54 велись работы по укладке плит утеплителя и подготовительные работы по устройству торцевой стены фонаря. В пролете Б—В между осями 45—46 был установлен мачтовый подъемник, которым подавались на кровлю плиты утеплителя. У стены Г со стороны пролета Г—Д между осями 51—54 находился автокран, которым подавались на крышу доски для обшивки фонаря.
Обрушение металлических конструкций фонаря и сборных ферм произошло в пролете В—Б между осями 46—53 и в пролете В—Г между осями 44—53. По данным метеорологического бюро, погода в районе строительства цеха была безветренная, ясная, температура воздуха 8°С; взрывных работ вблизи строительной площадки не производилось.
По заявлению очевидцев, находившихся в районе обрушения, авария началась в пролете В—Г и быстро развивалась в направлении от оси 53 к оси 44. Затем обрушились конструкции в соседнем пролете Б—В между осями 45—55. Из 12 стропильных ферм, перекрывавших пролет В—Г в пределах температурного блока, во-семь обрушились, а по две фермы с обоих торцов температурного блока сохранились вместе с частью плит, т. е. обрушились все стропильные фермы с фонарями только в пределах фонарного блока. В пролете Б—В обрушились шесть ферм с фонарями по осям 47—52. Кроме того, обрушились колонны, расположенные на пересечении осей Б—47, В—50, Г—50, В—52, и участок стены по оси Г между осями 49—51.
В результате аварии 14 упавших ферм вместе с металлическими конструкциями фонарей и плитами покрытия оказались разрушенными и непригодными к дальнейшему использованию. Характер расположения обрушившихся конструкций совпадает с показаниями очевидцев относительно возникновения аварии в районе осей 52—53 пролета В—Г, а также распространения ее в на-направлении к оси 44 и на пролет Б—В.
Особое внимание обращает на себя характер обрушения конструкций, падавших в пролете В—Г в сторону оси 54. Так, торцевая металлическая ферма фонаря по оси 53, высота которой равна 4 м, вместе с четырьмя кровельными плитами лежала на сохранившемся бесфонарном участке покрытия — двух фермах с плитами по осям 53 и 54. Концы переломившихся плит (длиной примерно по 2 м) свисали с верхнего пояса железобетонной фермы (ось 53) в сторону оси 52, а торцевая ферма фонаря, которая была расположена с другого конца фонарного участка, по оси 44, обрушилась вниз.
Колонны на осях В—50 и /—50 упали внутрь пролета В—Г, а колонны на осях Б—47 и В—52 — внутрь пролета Б—В, разрушившись у фундамента. При этом колонна В—52 при падении была развернута на 90° по часовой стрелке.
В пролете Б—В обрушились все конструкции фонарей в осях 44—55, причем фермы фонарей по осям 44—45 лежали на железобетонных фермах в направлении оси 54, а торцевая ферма фонаря по оси 53 упала внутрь цеха.
При осмотре места аварии и обследовании обрушившихся конструкций выявлено следующее. В пролете В—Г, который обрушился первым, предусмотренная проектом металлическая вертикальная крестовая связь фонаря между осями 44—45 не была смонтирована. Многие плиты покрытия к верхним поясам фонаря не были приварены в трех точках, а только прихвачены короткими швами. Железобетонные бортовые плиты фонаря и его прогоны остекления в зоне обрушения были установлены только в нескольких местах.
Крепление средних стоек фонаря к фермам было выполнено с существенными отступлениями от проекта.
Рассмотрение обстоятельств обрушения
При рассмотрении обстоятельств обрушения было установлено, что при изготовлении стропильных железобетонных ферм имели место отступления от проекта, недостаточно осуществлялся контроль за выполнением отдельных операций, а опалубочные формы были низкого качества. Каркасы растянутых раскосов ферм выполнялись не по проекту, в связи с чем анкеровка их в нижнем поясе уменьшена.
При рассмотрении обстоятельств обрушения было установлено, что при изготовлении стропильных железобетонных ферм имели место отступления от проекта, недостаточно осуществлялся контроль за выполнением отдельных операций, а опалубочные формы были низкого качества. Каркасы растянутых раскосов ферм выполнялись не по проекту, в связи с чем анкеровка их в нижнем поясе уменьшена.