Серьезные нарушения строительных норм и правил

В связи с тем что в закланных деталях ферм отсутство­вали специальные болты с гайками, предназначенные для крепления стоек фонаря, последние крепились к де­талям ферм только дуговой сваркой, а в ряде случаев крепление вовсе отсутствовало. При этом был приварен один из двух опорных уголков средней стойки фонаря, в результате чего опорная реакция передавалась на этот узел с эксцентриситетом, а также была снижена жест­кость сопряжения фонаря с фермами (крепление второ­го опорного уголка к закладной детали фермы осущест­вить не представилось возможным, так как расположе­ние закладной детали не соответствовало расположе­нию опорных уголков)\’. Швы между железобетонными плитами покрытия не были замоноличены, хотя утепли­тель укладывался по этому покрытию. По верхним поя­сам железобетонных ферм, расположенных у торцов фо­нарей, не были установлены предусмотренные проектом горизонтальные стальные связи в пределах ширины фо­наря.

В связи с тем что в закланных деталях ферм отсутство­вали специальные болты с гайками, предназначенные для крепления стоек фонаря, последние крепились к де­талям ферм только дуговой сваркой, а в ряде случаев крепление вовсе отсутствовало. При этом был приварен один из двух опорных уголков средней стойки фонаря, в результате чего опорная реакция передавалась на этот узел с эксцентриситетом, а также была снижена жест­кость сопряжения фонаря с фермами (крепление второ­го опорного уголка к закладной детали фермы осущест­вить не представилось возможным, так как расположе­ние закладной детали не соответствовало расположе­нию опорных уголков)\’. Швы между железобетонными плитами покрытия не были замоноличены, хотя утепли­тель укладывался по этому покрытию. По верхним поя­сам железобетонных ферм, расположенных у торцов фо­нарей, не были установлены предусмотренные проектом горизонтальные стальные связи в пределах ширины фо­наря.
При осмотре опорных частей ферм установлено, что приварка металлических закладных деталей ферм к ко­лоннам осуществлялась не по проекту (без крепления деталей болтами, заложенными в колонны) и не обеспе­чивала надежного крепления ферм на опорах. В некото­рых случаях, как, например, на колонне В—52, вообще отсутствовали следы сварных соединений.
В обрушившейся части цеха подкрановые балки, обеспечивающие продольную устойчивость каркаса зда­ния, не были смонтированы. Колонны были замо­ноличены не на полную высоту стаканов фундамен­тов.
Защитные слои в обрушившихся колоннах были с од­ной стороны уменьшены до 5 мм, а с другой увеличены до 80 мм (например, колонна, стоявшая на пересечении осей В—52). Возведенные на высоту 8,4 м кирпичные стены толщиной 380 мм между колоннами оси Г не были заанкерены к железобетонным колоннам.
Отсутствие вертикальной крестовой связи между фермами фонаря, существенно ослабленные крепления стоек металлического фонаря к закладным деталям верхних поясов железобетонных ферм, отсутствие борто­вых плит и стальных прогонов остекления, а также недо­статочная приварка кровельных плит покрытия к верх­ним поясам ферм фонаря привели к тому, что простран­ственная жёсткость фонарного блока пролета В—Г резко снизилась, а его конструктивная схема преврати­лась в геометрически изменяемую систему. Обрушение фонарного блока в пролете В—Г в сторону оси 54 по­влекло за собой обрушение ферм и двух колонн в этом пролете, а также обрушение покрытия и двух колонн со­седнего пролета.
Одновременно комиссия, обследовавшая аварию, от­метила ряд серьезных нарушений строительных норм и правил: смонтированные конструкции не были предъяв­лены к сдаче; отсутствовали акты промежуточной при­емки готовности возведенного участка здания к произ­водству последующих строительно-монтажных работ; не проверялись соответствие конструкций проекту, каче­ство монтажных работ, правильность установки элемен­тов конструкций, качество сварки и заделки швов.
При ознакомлении с журналами производства работ в них не обнаружено ни одной записи или каких-либо пометок технического надзора заказчика и проектной организации, что свидетельствует об отсутствии с их стороны необходимого надзора.
Таким образом, причиной аварии послужило отсутст­вие пространственной жесткости и устойчивости смонти­рованных металлических конструкций фонаря, а именно: отсутствие вертикальных крестовых связей в пролете В—А между осями 44—45, бортовых плит и прогонов остекления фонарей по большинству осей, а также не­достаточная приварка плит покрытия к фермам фонарей и существенные отступления от проекта в части крепле­ния стоек ферм фонаря к стропильным фермам.

Добавить комментарий