Давая оценку обычной конструкции с точки зрения прогрессирующего разрушения, Р. Ферахиан отмечает, что многие обычные типы конструкций уже обладают скрытым сопротивлением прогрессирующему разрушению: прочностью, гибкостью и способностью к перераспределению нагрузок. Примерами таких сооружений могут служить здания с монолитным железобетонным и неразрезным стальным каркасом и заполнением из панелей. Кроме того, в прошлом инженеры были не так уж невнимательны к вопросам прогрессирующего разрушения, о чем свидетельствуют общепринятые правила устройства связей.
Давая оценку обычной конструкции с точки зрения прогрессирующего разрушения, Р. Ферахиан отмечает, что многие обычные типы конструкций уже обладают скрытым сопротивлением прогрессирующему разрушению: прочностью, гибкостью и способностью к перераспределению нагрузок. Примерами таких сооружений могут служить здания с монолитным железобетонным и неразрезным стальным каркасом и заполнением из панелей. Кроме того, в прошлом инженеры были не так уж невнимательны к вопросам прогрессирующего разрушения, о чем свидетельствуют общепринятые правила устройства связей.
Уделяемое в современных строительных нормах особое внимание такому виду разрушения не должно существенно влиять на проектирование; просто потребуется, чтобы инженер постоянно помнил об опасности прогрессирующего разрушения независимо от того, имеет ли он дело со зданием обычного типа или с сооружением из сборных элементов.
Если источник опасности известен (например, взрыв газа), то его можно учесть при проектировании, как это пытаются сделать, например, в Англии путем введения расчетного давления. Но можно ли таким путем предотвратить прогрессирующее разрушение, вызванное любыми вероятными необычными нагрузками или условиями? Так как ответ будет отрицательным, то возникает вопрос может ли проектировщик в дополнение к определенным необычным нагрузкам, в какой-то мере уже известным, учесть другие необычные нагрузки и обеспечить некоторую минимальную гибкость или упругость coopyжения? Р. Ферахиам отмечает, что более реалистичной была бы разработка правил, гарантирующих требуемую пластичность и неразрезность связей между несущими элементами сооружения, необходимые для обеспечения их совместной работы. Сами элементы должны обладать пластичностью или гибкостью в случае, когда они рассчитываются на прогибы, превышающие в несколько раз прогибы при допускаемых нагрузках. Это требование легко может быть включено в строительные нормы. Когда сами элементы рассчитываются с учетом возмож^ ного появления пластических деформаций, их соединения также должны быть способны передавать растягивающие и сжимающие усилия. Это должно быть отражено в определенных минимальных требованиях к связям в сооружениях из сборных элементов. В любом случае горизонтальные элементы многоэтажных сооружений должны служить боковой опорой для вертикальных центрально нагруженных элементов. Теоретически для этого требуется очень небольшое усилие, например около 1 % осевой нагрузки. Однако ввиду несовпадения осей и неточности изготовления конструкций при расчете на случай прогрессирующего разрушения рекомендуется принимать более высокие значения этого усилия, например 3 % осевой нагрузки.
Требование о «конструктивной связности» здания или сооружения
В связи с обрушением здания в Лондоне в канадские строительные нормы было включено специальное требование о «конструктивной связности» здания или сооружения. Это требование устанавливает, что здания и сооружения должны обладать такой конструктивной связностью, чтобы вероятность прогрессирующего разрушения, вызванного местным разрушением конструкций от действия исключительно высоких перегрузок или необычных нагрузок, не предусмотренных специально в данном разделе норм, снизилась до величины, обычной в инженерной практике.
В связи с обрушением здания в Лондоне в канадские строительные нормы было включено специальное требование о «конструктивной связности» здания или сооружения. Это требование устанавливает, что здания и сооружения должны обладать такой конструктивной связностью, чтобы вероятность прогрессирующего разрушения, вызванного местным разрушением конструкций от действия исключительно высоких перегрузок или необычных нагрузок, не предусмотренных специально в данном разделе норм, снизилась до величины, обычной в инженерной практике.