Требо­вание о «конструктивной связности» здания или соору­жения

В связи с обрушением здания в Лондоне в канадские строительные нормы было включено специальное требо­вание о «конструктивной связности» здания или соору­жения. Это требование устанавливает, что здания и сооружения должны обладать такой конструктивной связностью, чтобы вероятность прогрессирующего разру­шения, вызванного местным разрушением конструкций от действия исключительно высоких перегрузок или не­обычных нагрузок, не предусмотренных специально в данном разделе норм, снизилась до величины, обычной в инженерной практике.
Давая оценку обычной конструкции с точки зрения прогрессирующего разрушения, Р. Ферахиан отмечает, что многие обычные типы конструкций уже обладают скрытым сопротивлением прогрессирующему разруше­нию: прочностью, гибкостью и способностью к перерас­пределению нагрузок. Примерами таких сооружений мо­гут служить здания с монолитным железобетонным и неразрезным стальным каркасом и заполнением из па­нелей. Кроме того, в прошлом инженеры были не так уж невнимательны к вопросам прогрессирующего разруше­ния, о чем свидетельствуют общепринятые правила уст­ройства связей.

В связи с обрушением здания в Лондоне в канадские строительные нормы было включено специальное требо­вание о «конструктивной связности» здания или соору­жения. Это требование устанавливает, что здания и сооружения должны обладать такой конструктивной связностью, чтобы вероятность прогрессирующего разру­шения, вызванного местным разрушением конструкций от действия исключительно высоких перегрузок или не­обычных нагрузок, не предусмотренных специально в данном разделе норм, снизилась до величины, обычной в инженерной практике.
Давая оценку обычной конструкции с точки зрения прогрессирующего разрушения, Р. Ферахиан отмечает, что многие обычные типы конструкций уже обладают скрытым сопротивлением прогрессирующему разруше­нию: прочностью, гибкостью и способностью к перерас­пределению нагрузок. Примерами таких сооружений мо­гут служить здания с монолитным железобетонным и неразрезным стальным каркасом и заполнением из па­нелей. Кроме того, в прошлом инженеры были не так уж невнимательны к вопросам прогрессирующего разруше­ния, о чем свидетельствуют общепринятые правила уст­ройства связей.
Уделяемое в современных строительных нормах осо­бое внимание такому виду разрушения не должно суще­ственно влиять на проектирование; просто потребуется, чтобы инженер постоянно помнил об опасности прогрес­сирующего разрушения независимо от того, имеет ли он дело со зданием обычного типа или с сооружением из сборных элементов.
Если источник опасности известен (например, взрыв газа), то его можно учесть при проектировании, как это пытаются сделать, например, в Англии путем введения расчетного давления. Но можно ли таким путем предот­вратить прогрессирующее разрушение, вызванное любы­ми вероятными необычными нагрузками или условиями? Так как ответ будет отрицательным, то возникает воп­рос может ли проектировщик в дополнение к определен­ным необычным нагрузкам, в какой-то мере уже известным, учесть другие необычные нагрузки и обеспечить некоторую минимальную гибкость или упругость coopyжения? Р. Ферахиам отмечает, что более реалистичной была бы разработка правил, гарантирующих требуемую пластичность и неразрезность связей между несущими элементами сооружения, необходимые для обеспечения их совместной работы. Сами элементы должны обла­дать пластичностью или гибкостью в случае, когда они рассчитываются на прогибы, превышающие в несколько раз прогибы при допускаемых нагрузках. Это требова­ние легко может быть включено в строительные нормы. Когда сами элементы рассчитываются с учетом возмож^ ного появления пластических деформаций, их соедине­ния также должны быть способны передавать растягива­ющие и сжимающие усилия. Это должно быть отражено в определенных минимальных требованиях к связям в сооружениях из сборных элементов. В любом случае горизонтальные элементы многоэтажных сооружений должны служить боковой опорой для вертикальных центрально нагруженных элементов. Теоретически для этого требуется очень небольшое усилие, например око­ло 1 % осевой нагрузки. Однако ввиду несовпадения осей и неточности изготовления конструкций при расче­те на случай прогрессирующего разрушения рекоменду­ется принимать более высокие значения этого усилия, например 3 % осевой нагрузки.

Добавить комментарий