Площадки и марши лестничной клетки упали в пролет 10—11, так как из-под них обрушилась стена по оси 10. Конструкции лестницы опирались на сварные столики из прокатного металла, которые не были сварены ни с этой стеной, ни с перекрытиями в осях 8—10.
Подтаивание шва торцевой стены привело к обрушению всех четырех пролетов крыла, так как вследствие указанных дефектов это крыло, по существу, не обладало продольной жесткостью. Таким образом, возникшие усилия от падения конструкций на часть корпуса в осях 10-11 повлекли за собой разрыв связей между перекрытиями и поперечной и продольной стеной в этих осях. Согласно проекту, по оси 10 при применении в коротких пролетах панелей перекрытий шириной 2,4 м предусматривалась установка шести связей. Между тем на сохранившихся участках перекрытий не видно никаких следов этих связей. Следует отметить, что конструкция связи такова, что она не могла воспринять возникшие при деформации торца реальные усилия.
Все перечисленные дефекты монтажа и конструкций, несомненно, способствовали обрушению зданий, однако масштаб аварии мог бы быть гораздо меньшим, если бы крылья корпуса в натуре были надежно связаны с его лестничным ядром, в котором расположены продольные стенки жесткости, а также, если бы поперечные стены были заведены в наружные стены и тем самым вовлекли бы их в работу в продольном направлении.
Узел опирания панелей внутренних стен на перекрытия из пустотелых плит с заделанными на концах пустотами запроектирован платформенным на растворе марки 100, в который при монтаже здания в зимних условиях проектом рекомендуется вводить добавку поташа или натрия в размере 5 % массы воды затворения. Таким образом, в принятом решении конструкций несущих поперечных стен предопределена резкая неравномерность их загружения по длине, приводящая к сильной концентрации нагрузки на узкие коридорные панели типа III. Погонная нагрузка, действующая на эти панели, принята в 5 раз больше, чем на панели, находящиеся с другой стороны этих стен.
Проверка несущей способности поперечных стен, выполненных точно по проекту, показывает, что их проч-
ность достаточна на глухих участках стен. Что касается узких, пристенных участков этих стен, расположенных в коридорах, то их прочность в стыках первого этажа не удовлетворяет требованиям СНиП. Поверочные расчеты показали, что при расчетах на уменьшенные действующие нагрузки, принятые проектировщиком, прочность этих участков поперечных стен оказалась на пределе.
Причина обрушения
Непосредственной причиной обрушения явилось, по-видимому, оттаивание раствора в нижнем шве южной торцевой стены корпуса А. Аналогичный шов на сохранившемся северном крыле здания имеет толщину 8… 12 см и выполнен из очень слабого раствора. Можно полагать, что он был таким же и на южном крыле. При оттаивании он, естественно, потерял прочность прежде всего снаружи здания, и южная торцевая стена утратила устойчивость, Падая от здания, т. е. на юг, она повлекла за собой и перекрытия, которые в свою очередь потащили все поперечные стены, включая стену лестничной клетки по оси 10.
Непосредственной причиной обрушения явилось, по-видимому, оттаивание раствора в нижнем шве южной торцевой стены корпуса А. Аналогичный шов на сохранившемся северном крыле здания имеет толщину 8… 12 см и выполнен из очень слабого раствора. Можно полагать, что он был таким же и на южном крыле. При оттаивании он, естественно, потерял прочность прежде всего снаружи здания, и южная торцевая стена утратила устойчивость, Падая от здания, т. е. на юг, она повлекла за собой и перекрытия, которые в свою очередь потащили все поперечные стены, включая стену лестничной клетки по оси 10.