Расчеты показали, что отклонение колонн от вертикали не является причиной обрушения, так как при наличии раскрепления плит с ядром жесткости и фактических величинах вертикальных нагрузок (до 50 % расчетных) отклонение колонн до 25 мм от вертикали при
отсутствии поперечных сил не могло исчерпать несущую способность каркаса здания.
Расчеты показали, что отклонение колонн от вертикали не является причиной обрушения, так как при наличии раскрепления плит с ядром жесткости и фактических величинах вертикальных нагрузок (до 50 % расчетных) отклонение колонн до 25 мм от вертикали при
отсутствии поперечных сил не могло исчерпать несущую способность каркаса здания.
В результате ознакомления с рабочими чертежами подъемного оборудования и соответствующими расчетами комиссия установила, что это оборудование имеет достаточный запас прочности, обеспечивается его надежная синхронная работа. С учетом опыта многолетней эксплуатации подъемного оборудования на стройках страны нет оснований считать, что из-за его работы могла возникнуть аварийная ситуация.
По заключению экспертной комиссии, обрушение строящегося здания произошло вследствие разрушения каркаса, состоящего из колонн трех ярусов общей высотой 32,18 м и 16 плит перекрытий, находящихся по одной или попарно в пакете на разных отметках. Разрушение каркаса произошло в результате потери несущей способности части колонн каркаса, расположенных по внешнему контуру каркаса в пределах отм. 24,05… 18,13 м (на уровне 8…7-го этажей) под действием значительной инерционной горизонтальной силы, возникшей во время опускания пакета плит в результате перелома и смещения пакета.
По технологии перемещения плит перекрытий допускается производить после освобождения перемещаемых перекрытий от раскрепляемых с ядром жесткости стальных клиньев. Перекос опускаемого пакета плит 9,..10-го этажей мог произойти при наличии «препятствий» в виде стальных клиньев, оставшихся в зазоре между ядром жесткости и плитой, либо в виде неудаленного штыря в колонне. При перекосе плит отдельные грузовые тяги подъемников могли высвобождаться из захватных гнезд воротников, что вполне вероятно при отсутствии фиксирующих деревянных клиньев. Нагрузка от высвободившихся грузовых тяг перераспределяется между оставшимися в защемлении грузовыми тягами и препятствием.
По мере опускания пакета плит перекос увеличивается с резким возрастанием нагрузки на грузовые тяги, что могло вызвать последовательный разрыв тяг. Это в свою очередь вызвало поворот плиты и удар пакета по колоннам. При этом наибольшие нагрузки приходились на колонны, максимально удаленные от зон препятствия, которые разрушились в первую очередь. Это повлекло за собой падение как опускаемого пакета, так и трех вышележащих пакетов плит. Удар, обусловленный паде-
нием с поворотом верхних плит, последовательно воспринимался пакетами нижележащих плит, расположенных на уровне 5…6-го этажей, которые в сйою очередь при падении разрушили колонны, понесли косой удар и одновременно вызвали поворот ядра жесткости в пределах отм. 18,13…12,21 м. Затем разрушилась остальная часть каркаса.
Отсутствие деревянных фиксирующих клиньев в захватных гнездах плит, а также наличие стальных клиньев в зазоре между опускаемым пакетом плит и ядром жесткости подтверждается показаниями свидетелей.
Данные физико-механических испытаний
По данным физико-механических испытаний бетонов отмечается соответствие фактической прочности бетонов колонн и перекрытий проектной марке. Неудовлетворительное качество бетонирования отдельных участков ядра жесткости, а также повышенное содержание углерода в арматурной стали колонн, хотя и повлекли снижение несущей способности конструкций, по заключению экспертной комиссии, не могли явиться причиной обрушения.
По данным физико-механических испытаний бетонов отмечается соответствие фактической прочности бетонов колонн и перекрытий проектной марке. Неудовлетворительное качество бетонирования отдельных участков ядра жесткости, а также повышенное содержание углерода в арматурной стали колонн, хотя и повлекли снижение несущей способности конструкций, по заключению экспертной комиссии, не могли явиться причиной обрушения.