Средняя опора галереи запроектирована в виде плоской стальной рамы с расстоянием между стойками внизу 2,75 м. Фермы пролетных строений расположены через 6 м; нагрузка от них передавалась на стойки рамы через подкосы решетчатого оголовка. Проект галерей и чертежи КМ разрабатывал специализированный проектный институт, а чертежи КМД — завод металлоконструкций.
Длина галереи по горизонтальной проекции составляет 45,3 м (рис. 73). Пролетные строения галереи были запроектированы в виде стальных разрезных ферм, стены — из асбестоцементах щитов, утепленные шлаковатой. Кровля и полы приняты по сборным железобетонным плитам, утепленным шлаковатой и мине-раловатным войлоком.
Длина галереи по горизонтальной проекции составляет 45,3 м (рис. 73). Пролетные строения галереи были запроектированы в виде стальных разрезных ферм, стены — из асбестоцементах щитов, утепленные шлаковатой. Кровля и полы приняты по сборным железобетонным плитам, утепленным шлаковатой и мине-раловатным войлоком.
1 — no чертежам КМ; 2 — по чертежам КМД
К моменту аварии на строительстве галереи были закончены все строительно-монтажные работы, кроме внутренней отделки. В момент обрушения погода стояла безветренная, температура воздуха —26 °С, снега на кровле галереи не было. Фактическая нагрузка на опору в момент аварии составляла всего 54 % расчетной.
Обследованием обрушившихся конструкций галереи установлено следующее. Пролетные строения галереи
упали на землю концами, которыми они опирались на промежуточную опору. Одно из пролетных строений вторым концом удержалось на своих опорах, несколько сместившись с проектного положения; второе сорвалось с опор и сползло вниз по стене здания. Упавшие концы пролетных строений сильно деформированы. Промежуточная стальная опора осталась на месте и лишь немного отклонилась от вертикали. Нижняя часть опоры (в пределах вертикальных стоек) получила небольшие повреждения.
Иной вид имели элементы оголовка. У одного опорного подкоса первая ветвь оказалась оторванной от фасонки по сварным швам; другая ветвь и второй подкос сильно деформировались, а в прикреплениях ветвей обнаружены разрывы по фасонкам. Верхняя горизонтальная распорка погнулась; нижняя распорка (сжатая) получила заметные искривления как в плоскости, так и из плоскости опоры.
Проверкой установлено, что при проектировании опоры допущены две грубые ошибки. В проекте КМ давление от пролетных строений ошибочно принято 43,5 кН на каждую сторону опоры вместо фактической нагрузки 1050 кН, т.е. нагрузка уменьшена в 24 раза. При разработке чертежей КМД из-за неясного изображения на чертеже КМ размера 1600 мм высота оголовка опоры принята 1000 мм. Обе эти грубые ошибки являются результатом халатности работников, разрабатывавших проект опоры. При разработке чертежей КМД работники завода металлоконструкций изменили геометрическую схему опоры. Простое сопоставление размеров могло выявить ошибки, но этого не было сделано, и ошибки остались незамеченными.
Проверка элементов оголовка опоры на фактически действовавшие в момент аварии нагрузки показала, что напряжения в верхних элементах достигли 255 МПа, в парных подкосах — 224 МПа и в нижней распорке — 408 МПа.
Высокие напряжения в распорке дали основание комиссии, производившей расследование, считать, что первопричиной аварии была потеря ее устойчивости как результат грубых ошибок, доопущенных при разработке чертежей.
Обрушение двух пролетов конвейерной галереи на строительстве дробильно-обогатительной фабрики
В начале 1965 г. на строительстве дробильно-обогатительной фабрики произошло обрушение двух пролетов конвейерной галереи, соединявшей корпус мелкого дробления с силосным складом дробленого магнезита.
В начале 1965 г. на строительстве дробильно-обога-тительной фабрики произошло обрушение двух пролетов конвейерной галереи, соединявшей корпус мелкого дробления с силосным складом дробленого магнезита.
73. Схема конвейерной галереи (а) и геометрические схемы промежуточной опоры (б)