Проверка структуры стали подтвердила ее удовлетворительное качество. Применявшаяся сталь относится к группе марок хорошо свариваемой стали. Стыки выполнялись с помощью контактной, стыковой и точечной сварки. Контроль качества сварки был организован надлежащим образом, а результаты контрольных испытаний во всех случаях были удовлетворительными. При изготовлении закладных деталей применялась ручная дуговая сварка.
Обследование 71 закладной детали колонн и ригелей в разрушенных конструкциях показало, что 87 % деталей не разрушились, хотя некоторые детали сильно деформированы. По сечению арматуры в зоне термического влияния от сварки разрушились 13 % деталей, и только два стержня выдернуто со срезом швов. В целом качество сварки закладных деталей удовлетворительное.
Особо обстояло дело с заделкой закладных деталей плит перекрытий. Проектом предусматривалось соединение между собой плит, укладываемых в перекрытиях, путем сварки закладных деталей. Эти детали были выполнены из обрезков угловой стали с приваренными к ним анкерами из арматурной стали. Установлено, что разрушение детали начинается при усилии около 7500 Н, что приблизительно в 3 раза меньше расчетного усилия, и является следствием того, что анкеровка закладных деталей не соответствовала проекту.
Испытание контрольных кубиков раствора, применяемого для замоноличивания стыков, в возрасте 28 дн. почти во всех случаях показало (по данным лаборатории) прочность выше проектной марки 400. При осмотре стыков разрушенных колонн и ригелей были обнаружены сравнительно небольшие участки несколько пористого раствора. По внешнему осмотру в этих местах марка раствора оценивается не менее 300. В целом качество раствора в стыках колонн и ригелей может быть оценено как удовлетворяющее требованиям проекта.
Сварку монтажных узлов производили дипломированные сварщики электродами типа 3-43 марок МР-1 и МР-3. Качество сварки контролировали путем внешнего осмотра швов и наблюдения в проекте работы. Осмотр разрушенных конструкций каркаса показал, что сварка стыков колонн и приварка низа колонн к плитам была произведена удовлетворительно. На подавляющем большинстве колонн имеются клейма сварщиков. Не наблюдалось случаев, чтобы полностью заваренный стык разрушился при падении. Полностью законченные стыки колонн сохранились, а колонны выше закладных частей в ряде случаев срезались. Вместе с тем имелось значительное число стыков колонн с частично или полностью непоставленными или неприваренными стыковыми накладками.
Осмотр разрушенных узлов соединений ригелей с колоннами показал, что сварка узлов нередко полностью не была закончена, так как в большинстве случаев нижние закладные части ригелей не были приварены к опорным плитам колонн. Имелись случаи приварки этой закладной части в отступление от проекта через круглый стержень. Верхние закладные детали (рыбки) также не резде были приварены или были частично прихвачены. При осмотре мест приварки соединительных стержней к закладным частям плит можно установить, что качество швов, которыми стержни были приварены к уголкам, удовлетворительное; уголков, оторванных от стержней, Ее было обнаружено.
Среди обрушившихся конструкций имелись плиты, на закладных уголках которых не было следов сварных швов, следовательно, не все плиты были между собой сварены. Подавляющее большинство закладных уголков было оторвано от заделанных в плиты анкеров, к которым уголки были приварены. Имелись случаи, когда приварка уголка к закладному анкеру была недоброкачественной. Часть уголков была оторвана от плит вместе с приваренными арматурными стержнями.
Проверка структуры стали
Для изготовления колонн, ригелей и плит применялась сталь марок СтЗ, Ст5, 25Г2С и 35ГС. Приведенные в заводских сертификатах характеристики сталей отвечают требованиям соответствующих ГОСТов и ТУ. Испытанные контрольные образцы арматуры, вырезанные из разрушенных колонн ригелей после аварии, также подтвердили удовлетворительные механические характеристики стали. Химический анализ стали испытанных образцов показал соответствие содержания основных химических элементов требованиям стандартов.
Для изготовления колонн, ригелей и плит применялась сталь марок СтЗ, Ст5, 25Г2С и 35ГС. Приведенные в заводских сертификатах характеристики сталей отвечают требованиям соответствующих ГОСТов и ТУ. Испытанные контрольные образцы арматуры, вырезанные из разрушенных колонн ригелей после аварии, также подтвердили удовлетворительные механические характеристики стали. Химический анализ стали испытанных образцов показал соответствие содержания основных химических элементов требованиям стандартов.