Изучение материалов обрушения каркасов показывает, что производство работ и технический надзор за строительством осуществлялись лицами, не имеющими необходимой теоретической подготовки. По этому вопросу были приняты также соответствующие меры.
Госстрой СССР с 1 января 1962 г. ввел в действие технические условия на изготовление и приемку сборных железобетонных изделий и указания по монтажу и приемке сборных железобетонных конструкций, в которых, в частности, содержались следующие положения:
о допускаемых отклонениях в размерах изготовленных и смонтированных конструкций;
об обязательных требованиях к качеству сварки и о контроле качества сварки закладных частей и приварки арматуры к закладным частям. Выполнение этих работ должно оформляться актами приемки аналогично приемке сварных стальных конструкций. Сертификат на сборные железобетонные конструкции должен содержать подтверждение приемки сварки арматуры и закладных частей;
о запрещении монтажа сборных железобетонных конструкций при отсутствии совмещенного проекта производства работ по строительству сооружений из сборного железобетона. Проект производства работ должен иметь раздел о способах закрепления смонтированных конструкций во все периоды строительства;
об обязательном введении на заводах сборных железобетонных конструкций такой маркировки однотипных элементов, которая позволяла бы во всех случаях устанавливать, каким сертификатом подтверждено качество каждого поставленного монтажного элемента.
В современных условиях инженерные проблемы создания сборных железобетонных каркасов значительно усложнились. Вместе с тем часто бывает, что проектирование сборных железобетонных конструкций выполняется неспециализированными организациями, выпускающими проекты низкого качества. Поэтому было установлено, что проекты зданий и сооружений из сборного
железобетона должны выполняться специализированными проектными организациями, а наиболее сложные в инженерном отношении конструкции должны проектироваться непосредственно головными проектными институтами или под их наблюдением.
Проверка причин аварии
При проверке причин аварии было установлено, что завод, изготовлявший сборные железобетонные изделия, самовольно изменил типовой чертеж железобетонных плит в части крепления закладных уголков, что, как показала проверка, снизило прочность соединения плит между собой в 3 раза. Известны и другие отступления от требований проектов, допускаемые заводами железобетонных изделий. Поэтому были приняты меры по усилению контроля за работой заводов с тем, чтобы не допускать внесения изменений в типовые чертежи изделий без согласования с авторами проектов.
При проверке причин аварии было установлено, что завод, изготовлявший сборные железобетонные изделия, самовольно изменил типовой чертеж железобетонных плит в части крепления закладных уголков, что, как показала проверка, снизило прочность соединения плит между собой в 3 раза. Известны и другие отступления от требований проектов, допускаемые заводами железобетонных изделий. Поэтому были приняты меры по усилению контроля за работой заводов с тем, чтобы не допускать внесения изменений в типовые чертежи изделий без согласования с авторами проектов.