95. Опора № 4 после обрушения пролетных строений
Строительство моста осуществлялось с июня 1956 г. по декабрь 1962 г., причем во временную эксплуатацию мост был принят в декабре 1960 г., а в постоянную — ровно через два года.
Строительство моста осуществлялось с июня 1956 г. по декабрь 1962 г., причем во временную эксплуатацию мост был принят в декабре 1960 г., а в постоянную — ровно через два года.
Мост состоит из шести сборных предварительно напряженных железобетонных пролетных строений по 33 м каждое, по шесть балок в каждом. Опоры моста монолитные, бутобетонные, на высоком свайном ростверке с железобетонными сваями по 24 сваи на опору. Бетонный ростверк фундамента опоры № 3 и 4 выполнен из бетона марки М200 в бездонном водонепроницаемом ящике. Ростверк запроектирован в зоне постоянного замораживания и оттаивания, а также в условиях постоянного воздействия водного потока. В техническом проекте моста и в рабочих чертежах к бетону ростверка не были предъявлены специальные требования по водонепроницаемости и морозостойкости, а только требование по прочности. Ростверки, объединяющие головы свай, запроектированы бетонными, армирование ростверка сеткой в районе голов свай не предусмотрено.
Учитывая, что фундаменты опор № 3 и 4 работают по схеме высокого ростверка и в довольно тяжелых условиях (особенно при ледоходе)\’, следовало бы произвести армирование ростверка.
\’Авария моста произошла из-за обрушения опоры № 3, повлекшего за собой обрушение двух пролетных строений, опирающихся на эту опору (рис. 94). Пролетное строение второго пролета лежало в основном на грунте выше воды. Пролетное строение третьего пролета одним концом повисло на опоре № 4, а вторым — ушло под воду. Опора № 4 (рис. 95) наклонилась в сторону четвертого пролета. В связи с этим валки подвижных опорных частей четвертого пролета также сильно наклонились. Ригель опоры № 2 поврежден при срыве с него пролетного строения второго пролета. Строение второго пролета упало целиком. Его балки повреждены в нескольких местах по длине, крайние балки оторваны от остальных четырех балок. Пролетное строение третьего пролета при обрушении распалось на части: крайние балки оторвались от остальных и упали на дно реки; одна из средних балок опирается анкерными стаканами на ригель опоры № 4 и висит на диафрагмах, не опираясь нижним концом, вследствие чего вдоль шва проходит трещина. Остальные три балки висят на ригеле опоры № 4 и опираются нижними концами на разрушенную конструкцию опоры № 3. Опора № 4 находится в аварийном состоянии, так как ее свайный ростверк имеет трещины и слабый бетон. Передняя часть (по течению) ростверка полностью разрушена до грани тела опоры. Кроме того, тело опоры имеет трещину в месте
сопряжения с верхом ростверка. Все это угрожало обрушением пролетного строения № 4. Упавшие пролетные строения и опора № 4 к дальнейшему использованию непригодны.
В 1963 г. мост пропустил паводок, относящийся к разряду весьма высоких, превысивший на 50 см расчетный уровень воды, определенный в проекте моста, как соответствующий вероятности превышения 1 : 100 и почти достигавший исторического наивысшего уровня 1908 г. Наивысший уровень половодья 1963 г. наблюдался 20 апреля, т.е. на 20 дн. ранее разрушения моста, которое произошло уже после снижения уровня воды примерно на 3,8 м.
Весенний ледоход 1963 г. был сильным и совпадал с наивысшим уровнем воды, а толщина льда достигла 0,8 м при скорости течения 1,2…1,4 м/с.
Промерами глубин реки установлено, что понижение дна (размыв) у разрушенной опоры № 3 не достигло расчетной отметки сосредоточенного размыва, принятой в проекте на 40…60 см, в связи с чем размыв дна не является непосредственной причиной аварии опоры. Обследование свай ростверка опоры № 3, выполненное путем промеров и спуска в воду, показало отсутствие бетонного ростверка, объединяющего сваи: лишь на одной из свай сохранился небольшой массив бетона низкой прочности. Было установлено также, что головы некоторых свай расположены на различных отметках, иногда значительно превышающих проектные. Так, две сваи одного ряда находятся выше уровня меженных вод, указанного в проекте. При этом головы свай не срезаны и арматура их неполностью распущена, как это и требовалось по проекту.
Обрушение пролетного строения сборного железобетонного моста
Вследствие грубых нарушений правил производства работ по возведению таких ответственных сооружений, какими являются мостовые конструкции, в отдельных случаях наблюдаются серьезные дефекты и даже происходят аварии. Так, в мае 1963 г. произошло обрушение пролетного строения сборного железобетонного моста длиной 205,8 м (рис. 93).
Вследствие грубых нарушений правил производства работ по возведению таких ответственных сооружений, какими являются мостовые конструкции, в отдельных случаях наблюдаются серьезные дефекты и даже происходят аварии. Так, в мае 1963 г. произошло обрушение пролетного строения сборного железобетонного моста длиной 205,8 м (рис. 93).
93. Мост после обрушения пролетных строений
94. Обрушенные пролетные строения
В чертеже водонепроницаемого опускного ящика для сооружения ростверка отсутствуют указания о способе укладки подводного бетона и откачки воды после его укладки. Водонепроницаемый ящик запроектирован узким, что затрудняло откачку воды и укладку бетона ростверка насухо. Внутреннее крепление ящика, оставляемое в ростверке опоры, разрезает бетон ростверка на пять отдельных частей. Указаний о необходимости разборки внутреннего крепления ящика по мере бетонирования ростверка в чертеже не имеется. Анализом воды в реке установлена углекислая агрессия. По заключению лаборатории, указанная агрессивность недопустима для бетонных массивов толщиной менее 2,5 м. Учитывая, что толщина несущего бетонного ростверка опор № 3 и 4 в проекте принята всего 1,2 м, следовало бы принять меры против углекислой агрессии, что проектом не предусматривалось.