Расхождение между очертаниями северной и южной монтажных секций пролетного строения -14—15 (в середине пролета оно составляло 89 мм) устранялось при помощи поддомкрачивания одного конца пролетного строения на 178 мм, в результате чего отметки точек, расположенных посередине пролета, в обеих монтажных секциях совпали. Затем монтажные секции были прижаты друг к другу в горизонтальном направлении, что позволило ликвидировать зазор между секциями и приступить к установке поперечных диафрагм в центральной полости коробчатой конструкции пролетного строения. Диафрагмы установили, начиная от центра к концам пролетного строения. В некоторых случаях при установке поперечных диафрагм приходилось использовать гидравлические домкраты для исправления местных отклонений очертания профиля секций от проектного. Затем пролетное строение было опущено на опорные части. По данной технологии напряжения, возникшие в конструкции вследствие несовпадения очертания двух стыкуемых монтажных секций, воспринимаются обеими секциями примерно поровну.
Во время постановки и затяжки болтов центрального болтового соединения (расположенного по всей длине пролетного строения) вблизи стыка между 4-м и 5-м блоками было зафиксировано выпучивание верхней плиты конструкции. Позднее аналогичное явление, приведшее в конечном итоге к катастрофе, наблюдалось в том же самом месте и при монтаже пролетного строения 10— 11. Для уменьшения величины положительного изгибающего момента в точке выпучивания к блоку № 8 был прикреплен блок № 9, консольно выступавший по направлению к опоре № 13. После этого частично были удалены болты в поперечных стыковых соединениях между блоками № 4—5 и № 5—6. Болты удалялись на участке верхней плиты, расположенном в пределах внутренней полости коробчатой конструкции. В результате этих операций удалось ликвидировать выпучивание верхней плиты пролетного строения, поскольку после удаления болтов верхняя плита получила возможность ограниченных перемещений, что в конечном итоге оказалось вполне достаточным для ее выпрямления. Вторичная постановка болтов в большинстве случаев проводилась без раззенковки отверстий, что указывает на незначительное смещение стыкуемых участков относительно друг друга. Успешное завершение операций по стыковке монтажных секций в пролете 14—15, вероятно, повлияло на принятие необоснованного решения относительно использования аналогичной технологии и при монтаже пролетного строения 10—11.
При монтаже строения 10—И расхождение между очертаниями стыкуемых монтажных секций должно было устраняться путем установки на участок, примыкающий к центру северной секции, бетонных блоков. Вследствие этого дополнительные напряжения, возникавшие в процессе выправления очертания секции, должны были полностью восприниматься ею. При помощи деррик-крана, смонтированного на блоке № 7, на блок № 8 были установлены 10 бетонных блоков массой 8 т каждый. Затем эти блоки поочередно перемещались в продольном направлении к центру секции и устанавливались над внутренним вертикальным ребром ее вдоль пролетного строения. После установки блока № 7 в стыке между монтажными блоками № 4 и 5 было обнаружено выну-
чивание верхней плиты, достигавшее 89 мм. После этого установка бетонных блоков была прекращена, и три оставшихся блока были опущены на землю, хотя расхождение в очертании между северной и южной монтажными секциями в середине пролета оставалось равным 25 мм. Это расхождение было устранено путем местного поддомкрачивания при постановке каждой поперечной диафрагмы. Причем домкраты устанавливали, чтобы нижерасположенная сторона поднималась вверх, а вышерасположенная опускалась вниз. Деррик-кран, смонтированный на южной стороне блока № 7, увеличивал прогиб в середине пролета на 30 мм. Если бы деррик-кран был передвинут на блок № 8, южная монтажная секция поднялась бы вверх и расположилась на тех же самых отметках, как и более высоко расположенная северная секция. Однако кран не был передвинут на блок № 8 до окончания операций по поддомкрачиванию поперечных диафрагм. Далее была предпринята попытка ликвидировать выпучивание при помощи технологии, аналогичной применявшейся при монтаже пролетного строения 14—15, т. е. путем удаления части монтажных болтов в стыке между блоками № 4 и 5. Однако каких-либо мероприятий по уменьшению положительного изгибающего момента, например, при помощи установки дополнительного блока, консольно нависавшего по направлению к опоре № 12, предпринято не было.
Причины, повлиявшие на принятие данного решения, установить не удалось. Комиссия, расследовавшая причину катастрофы, также не смогла получить и проверить какие-либо расчеты, в которых точно определялось бы напряженное состояние конструкции, возникавшее при проведении указанных необычных операций при монтаже пролетного строения.
Последовательности событий, приведших к катастрофе
Вторым звеном в последовательности событий, приведших к катастрофе, был метод, который использовался для выправления очертания собранных монтажных секций. В отчете комиссии указывается, что в данных конкретных условиях следовало бы (и это был единственно правильный способ) опустить монтажные секции обратно на сборочные подмости и уже на них выправлять очертание. Однако подрядная фирма, которая намного отставала от графика и на которую нажимал заказчик, требовавший ускорения работ по изготовлению и монтажу стальных конструкций, отказалась от этого способа.
Вторым звеном в последовательности событий, приведших к катастрофе, был метод, который использовался для выправления очертания собранных монтажных секций. В отчете комиссии указывается, что в данных конкретных условиях следовало бы (и это был единственно правильный способ) опустить монтажные секции обратно на сборочные подмости и уже на них выправлять очертание. Однако подрядная фирма, которая намного отставала от графика и на которую нажимал заказчик, требовавший ускорения работ по изготовлению и монтажу стальных конструкций, отказалась от этого способа.