98. Стадии обрушения (I—VII) пролетного строения
1 — вспомогательные здания; 2 — обломки крана; 3 — поперечная монтажная балка; 4 — опорные части; 5 — канатные оттяжки; 6—монтажные блоки
сразу же после удаления болтов вблизи середины пролетного строения 10—11 оно прогнулось;
изменение очертания привело к укорачиванию пролетного строения, в результате чего его западный конец соскользнул с подвижных опорных частей и оно стало падать;
падающий пролет оборвал систему канатных оттяжек, удерживающих опору, причем блоки № 1—4 упали на вспомогательные здания, располагавшиеся под мостом, и разрушили их. Деррик-кран, установленный на блоке № 8, был подброшен в воздух и затем упал на наклонный участок пролетного строения;
участок, образованный блоками № 5—8, повернулся на 60° по отношению к горизонтали. Продольная сила от собственного веса блоков смяла ранее поврежденные
(выпученные) панели, уменьшив общую длину участка примерно на 3 м;
под воздействием силы тяжести участок пролетного строения, образованный блоками № 5—8, обрушился на боковую поверхность опоры № 11, вследствие чего поперечная балка, по которой осуществлялось перемещение монтажных секций, и опорные части были подброшены вверх и упали на пролетное строение;
началось падение опоры № 11, при этом следы скольжения конца блока № 8 по боковой поверхности опоры заметны в пределах всей ее высоты;
обрушившаяся опора № И упала на илистый грунт берега реки и соскользнула вперед на 12 м, а блок № 8 упал на ростверк свайного фундамента.
В отчете правительственной комиссии указывается, что причины аварии моста объясняются неправильными действиями специалистов и организаций, которым было поручено его строительство. Консультирующая организация не уделила должного внимания анализу напряженного состояния конструкции. Кроме того, она оказалась не в состоянии правильно оценить с точки зрения работы пролетного строения необычные способы монтажа конструкции, предлагавшиеся строителями. Вследствие этого на стадии монтажа не была обеспечена безопасность работы конструкции.
Комиссия отметила, что если бы мост и был построен, он не обладал бы достаточными запасами прочности при работе на воздействие эксплуатационных нагрузок.
Другая причина аварии — необычные способы монтажа пролетных строений 10—-11 и 14—15. Выбранные способы монтажа могли быть успешно осуществлены при тщательном выполнении и большом внимании со стороны строительной и консультирующей организаций.
Строительные организации, к сожалению, не поняли этой необходимости, а консультирующая организация, которая должна была предостеречь подрядчика от применения потенциально опасных способов монтажа, не справилась со своими обязанностями.
Стадии обрушения пролетного строения
В день обрушения начались работы по удалению болтов в стыке между блоками № 4 и 5. Очевидно, действиями рабочих при выполнении этой операции руководил представитель консультирующей фирмы. После удаления нескольких болтов было обнаружено значительное смещение верхней плиты относительно своего первоначального положения, что привело к защемлению оставшихся болтов в отверстиях. Для удаления оставшихся болтов использовался пневматический гайковерт, с помощью которого болты подтягивали до тех пор, пока они не разрушились.
В день обрушения начались работы по удалению болтов в стыке между блоками № 4 и 5. Очевидно, действиями рабочих при выполнении этой операции руководил представитель консультирующей фирмы. После удаления нескольких болтов было обнаружено значительное смещение верхней плиты относительно своего первоначального положения, что привело к защемлению оставшихся болтов в отверстиях. Для удаления оставшихся болтов использовался пневматический гайковерт, с помощью которого болты подтягивали до тех пор, пока они не разрушились.
При разрушении болты с шумом вылетели из отверстий. К моменту, когда болты были удалены с одной стороны стыка на участке, отстоящем от внутреннего ребра на расстоянии примерно 0,6 м, выпучивание верхней плиты над внутренней полостью конструкции внезапно распространилось на плиту над внешней полостью и на вертикальное ребро, примыкающе к верхней плите. Таким образом, северная монтажная секция стала разрушаться, но, поскольку она была соединена с южной секцией, катастрофа несколько отодвинулась. По заключению комиссии, процесс разрушения, видимо, происходил следующим образом (рис. 98):