Стадии обрушения про­летного строения

В день обрушения начались работы по удалению бол­тов в стыке между блоками № 4 и 5. Очевидно, действия­ми рабочих при выполнении этой операции руководил представитель консультирующей фирмы. После удаления нескольких болтов было обнаружено значительное сме­щение верхней плиты относительно своего первоначаль­ного положения, что привело к защемлению оставшихся болтов в отверстиях. Для удаления оставшихся болтов использовался пневматический гайковерт, с помощью которого болты подтягивали до тех пор, пока они не разрушились.

В день обрушения начались работы по удалению бол­тов в стыке между блоками № 4 и 5. Очевидно, действия­ми рабочих при выполнении этой операции руководил представитель консультирующей фирмы. После удаления нескольких болтов было обнаружено значительное сме­щение верхней плиты относительно своего первоначаль­ного положения, что привело к защемлению оставшихся болтов в отверстиях. Для удаления оставшихся болтов использовался пневматический гайковерт, с помощью которого болты подтягивали до тех пор, пока они не разрушились.
Стадии обрушения (I—VII) про­летного строения
 
98. Стадии обрушения (I—VII) про­летного строения
1 — вспомогательные здания; 2 — обломки крана; 3 — поперечная монтажная балка; 4 — опорные ча­сти; 5 — канатные оттяжки; 6—мон­тажные блоки
При разрушении болты с шумом вылетели из от­верстий. К моменту, когда болты были удалены с од­ной стороны стыка на уча­стке, отстоящем от внутрен­него ребра на расстоянии примерно 0,6 м, выпучива­ние верхней плиты над вну­тренней полостью конструк­ции внезапно распространи­лось на плиту над внешней полостью и на вертикальное ребро, примыкающе к верх­ней плите. Таким образом, северная монтажная секция стала разрушаться, но, по­скольку она была соединена с южной секцией, катастро­фа несколько отодвинулась. По заключению комис­сии, процесс разрушения, видимо, происходил следу­ющим образом (рис. 98):
сразу же после удале­ния болтов вблизи середины пролетного строения 10—11 оно прогнулось;
изменение очертания привело к укорачиванию пролетного строения, в ре­зультате чего его западный конец соскользнул с под­вижных опорных частей и оно стало падать;
падающий пролет обо­рвал систему канатных оття­жек, удерживающих опору, причем блоки № 1—4 упали на вспомогательные здания, располагавшиеся под мос­том, и разрушили их. Деррик-кран, установленный на блоке № 8, был подброшен в воздух и затем упал на наклонный участок пролетного строения;
участок, образованный блоками № 5—8, повернулся на 60° по отношению к горизонтали. Продольная сила от собственного веса блоков смяла ранее поврежденные
(выпученные) панели, уменьшив общую длину участка примерно на 3 м;
под воздействием силы тяжести участок пролетного строения, образованный блоками № 5—8, обрушился на боковую поверхность опоры № 11, вследствие чего по­перечная балка, по которой осуществлялось перемеще­ние монтажных секций, и опорные части были подбро­шены вверх и упали на пролетное строение;
началось падение опоры № 11, при этом следы скольжения конца блока № 8 по боковой поверхности опоры заметны в пределах всей ее высоты;
обрушившаяся опора № И упала на илистый грунт берега реки и соскользнула вперед на 12 м, а блок № 8 упал на ростверк свайного фундамента.
В отчете правительственной комиссии указывается, что причины аварии моста объясняются неправильными действиями специалистов и организаций, которым было поручено его строительство. Консультирующая органи­зация не уделила должного внимания анализу напря­женного состояния конструкции. Кроме того, она ока­залась не в состоянии правильно оценить с точки зрения работы пролетного строения необычные способы монта­жа конструкции, предлагавшиеся строителями. Вслед­ствие этого на стадии монтажа не была обеспечена бе­зопасность работы конструкции.
Комиссия отметила, что если бы мост и был постро­ен, он не обладал бы достаточными запасами прочности при работе на воздействие эксплуатационных нагрузок.
Другая причина аварии — необычные способы монта­жа пролетных строений 10—-11 и 14—15. Выбранные способы монтажа могли быть успешно осуществлены при тщательном выполнении и большом внимании со сторо­ны строительной и консультирующей организаций.
Строительные организации, к сожалению, не поняли этой необходимости, а консультирующая организация, которая должна была предостеречь подрядчика от при­менения потенциально опасных способов монтажа, не справилась со своими обязанностями.

Добавить комментарий