Проверка узловой фасонки на местную устойчивость показывает, что критическое напряжение превосходило
допускаемое более чем в 2 раза (285 МПа вместо 137). Срезывающие усилия на оставшиеся 24 заклепки, прикрепляющие конец домкратной балки, также превосходят допускаемые более чем в 2 раза (рис. 100, 101).
При таком чрезвычайно высоком напряженном состоянии и произошла, с одной стороны, потеря местной устойчивости двух фасонок в нижней их части по волнообразной кривой, а с другой,— были срезаны заклепки, прикрепляющие поддомкратную балку в верхней части фасонки.
Поскольку в узле верховой фермы на опоре № 4 пролета 3—4 не была поставлена диафрагма, именно в фа-сонках этого узла имелись высокие напряжения, и с него и началось разрушение: вначале деформация, а затем сползание этого узла с литой опоры и бетонного под-ферменника. Последующая кинематика разрушения соответствует именно такому процессу, в результате которого сначала происходит обрушение пролета 3—4, а затем пролета 4—5, прикрепленного верхними соединительными элементами к пролетному строению 3—4.
100. Опорный узел верховой фермы до разрушения
Нарушение при производстве монтажа моста
В действительности при производстве монтажа моста эта последовательность была нарушена. Железобетонная проезжая часть в пролетах 1—2, 2—3 и 3—4 была уложена до окончания всех работ по навесной сборке моста. Более того, в пролетах 2—3 и 3—4 складировали плиты для последующих пролетов. При снятии замковых частей большинство заклепок было расклепано. Поверочные расчеты пролетного строения 3—4 на нагрузки, действовавшие в момент обрушения, показали, что проведенная в нарушение проекта организации работ укладка железобетонных плит на незаконченный монтажом пролет привела к увеличению реакции опор до 274 кН (вместо 150 кН), что вызвало при отсутствии диафрагмы напряженное состояние опорного узла, превосходящее предел текучести и составляющее 490 МПа.
В действительности при производстве монтажа моста эта последовательность была нарушена. Железобетонная проезжая часть в пролетах 1—2, 2—3 и 3—4 была уложена до окончания всех работ по навесной сборке моста. Более того, в пролетах 2—3 и 3—4 складировали плиты для последующих пролетов. При снятии замковых частей большинство заклепок было расклепано. Поверочные расчеты пролетного строения 3—4 на нагрузки, действовавшие в момент обрушения, показали, что проведенная в нарушение проекта организации работ укладка железобетонных плит на незаконченный монтажом пролет привела к увеличению реакции опор до 274 кН (вместо 150 кН), что вызвало при отсутствии диафрагмы напряженное состояние опорного узла, превосходящее предел текучести и составляющее 490 МПа.
101. Опорный узел вербовой фермы после разрушения