Для проверки были предъявлены расчеты типового пролетного строения 1957 г. для монолитной плиты проезжей части и типового проекта 1961 г. также для монолитной плиты проезжей части.
Для проверки были предъявлены расчеты типового пролетного строения 1957 г. для монолитной плиты проезжей части и типового проекта 1961 г. также для монолитной плиты проезжей части.
Ознакомление с этими документами показало, что расчеты выполнены в соответствии с действовавшими в период проектирования моста нормативными документами и полученными к тому времени результатами научных исследований сталежелезобетонных пролетных строений, в том числе в области учета ползучести и усадки бетона.
К настоящему времени методы и нормы расчетов сталежелезобетонных пролетных строений значительно изменились; уточнены, в частности, методы учета ползучести бетона в неразрезных сталежелезобетонных пролетных строениях, модули упругости бетона и т. д.
Анализ расчетов показал, что проходивший по мосту тракторный поезд, формально названный «тяжеловесным», в действительности давал напряжения, в несколько раз меньшие, чем нормативная динамическая временная нагрузка, и незначительные по сравнению с напряжениями от постоянных нагрузок (включая регулирование). Величина тяжеловесной нагрузки для .пролетного строения 63 + 84 + 63 м в действительности далеко не достигала проектной временной нагрузки нормальной эксплуатации. Соответственно «тяжеловесность» проходившей нагрузки нельзя считать одной из причин обрушения пролетного строения. При отсутствии хотя бы одной из трех других выявленных комиссией причин обрушения (необычно низкая температура, пониженная хладо-стойкость стали и концентрация напряжений от конструктивно-технологических несовершенств) пролетное строение не обрушилось бы. Однако при сочетании этих трех причин пролетное строение могло обрушиться при любом динамическом воздействии нормальной эксплуатации, даже при проходе одиночной грузовой автомашины, не говоря уже о двух нормативных колоннах автомашин, на пропуск которых был запроектирован мост.
В расчетах не обнаружено ошибок и упущений, завышающих расчетную несущую способность пролетного строения по отношению к действительной несущей способности при обычных температурах.
В связи с весьма интенсивным регулированием пролетного строения, передававшим большие сжимающие усилия на железобетонную плиту, в стальной части конструкции резко преобладали растягивающие напряжения от постоянных нагрузок и воздействий, достигавшие в верхнем поясе примерно 160 МПа.
Выполнение пролетного строения сталежелезобетон-ным не могло способствовать обрушению. Наличие железобетонной плиты улучшало динамические характеристики пролетного строения. Объединение железобетонной плиты со стальной конструкцией упорами было рассчитано правильно. Малое непосредственное сцепление железобетона и стали, обнаруженное при осмотре обрушенных конструкций, не могло быть причиной обрушения или способствовать ему.
Сравнением результатов химического анализа металла с требованиями стандарта было установлено наличие незначительных отклонений: в одном случае содержание кремния составило 0,89 % вместо 0,75 %, допускаемых стандартом, в другом содержание хрома составило 0,51 % вместо 0,55 %, установленных стандартом.
Таким образом, металл пролетного строения моста по результатам испытаний на содержание химических элементов, неоднородность макроструктуры, по микроструктуре и результатам испытаний на растяжение относится к марке 15ХСНД и не обладает особенностями, которые могли вызвать разрушение пролетного строения.
Проверочные расчеты обрушившегося пролетного строения
Проверочные расчеты обрушившегося пролетного строения были выполнены в целях проверки правильности расчетов, выполненных при проектировании пролетного строения, а также для оценки напряженного состояния пролетного строения, имевшего место непосредственно перед его обрушением.
Проверочные расчеты обрушившегося пролетного строения были выполнены в целях проверки правильности расчетов, выполненных при проектировании пролетного строения, а также для оценки напряженного состояния пролетного строения, имевшего место непосредственно перед его обрушением.