Двухпролетный корпус с пролетами по 36 м имеет длину 198 м (33 оси по 6 м), высоту до конька фермы 26,95 м (рис. 39). Общий объем работ по монтажу конструкций сборочно-сварочного цеха составляет 2540 т металлоконструкций и 1382 м3 сборного железобетона. Проект цеха в стадии КМ составлен специализированным институтом. Деталировочные чертежи КМД по заказу завода металлоконструкций разработаны отделением специализированного института. Металлоконструкции изготовлены заводом металлоконструкций.
Согласно проекту производства работ монтаж конструкций стропильных ферм, фонарей и покрытия надлежало производить, начиная с оси 8 по ось 41. Ввиду отсутствия на площадке к моменту начала монтажа второго гусеничного крана монтаж конструкций перекрытия был начат в пролете Е—И от оси 41 к оси 8.
Прибывшие с завода-изготовителя на площадку металлические конструкции сборочно-сварочного цеха имели дефекты в сварных соединениях узлов стропильных и подстропильных ферм, фонарей и др. Для исправления дефектов сварки на месте заводом были направлены на монтажную площадку электросварщики, причем в сварных швах исправлялись только дефекты, которые обнаруживали внешним осмотром.
Примерно за 1,5 мес до обрушения в пролетах Г — Е к Е — И были смонтированы все колонны, портальные связи, подкрановые балки и подстропильные фермы и был начат в пролете Е — И монтаж стропильных ферм, фонарей и сборных железобетонных плит покрытия.
39. Сборочно-сварочный цех
1 — разрушенный узел подстропильной фермы; 2 —колонна; 3 —ферма; 4 — подстропильная ферма; 5 — железобетонные плиты покрытия; 6 — разрушеаный узел фонаря
менены расчалки. Причем было установлено, что конструкции фонарей были закреплены четырьмя расчалками из каната диаметром 15,5 мм и тремя из стальной катанки диаметром 8 мм. В соответствии с проектом производства работ установка металлоконструкций и сборных железобетонных плит покрытия в проектное положение производилась гусеничным краном.
В день обрушения бригада монтажников выполняла работу по укладке сборных железобетонных плит в осях 36—55. При укладке предпоследней плиты по фонарю произошло обрушение смонтированных конструкций покрытия.
При аварии обрушились: две подстропильные фермы ряда Е в осях 36—41 и две подстропильные фермы ряда И в осях 36—41; семь стропильных ферм по осям 35— 41; фонарных рам по осям 35—40; металлические связи по нижним и верхним поясам стропильных ферм в осях 35—41; связи и импостные уголки по фанарям в осях 35—40; железобетонные плиты покрытия по фермам и фонарям между осями 35—41 и рядами Е — И; подкрановая балка 38—41 ряда И; две фахверковые стойки по оси 41 и часть горизонтальных элементов фахверка. Объем разрушенных металлических конструкций составляет 107 т и 81 м3 сборных железобетонных плит.
При осмотре обрушившихся конструкций было обнаружено:
фермы осей 37 и 38 находятся внизу под другими упавшими конструкциями, а фермы осей 35 и 36 упали в сторону фермы оси 37 и находятся сверху фермы 37. Фермы на осях 39, 40 и 41 упали в сторону фермы 38 и находятся сверху фермы 55. Подстропильная ферма 36— 38 оси Е лежит по оси колонн, подстропильная ферма 36—38 оси И (упала внутрь пролета. Аналогичное положение заняли подстропильные фермы 55—41. Ригели фонарных рам упали в сторону оси 41. Упавшие конструкции расположились двумя группами с промежутком между ними более 6 м;
при обрушении все конструкции сильно деформировались;
железобетонные плиты покрытий оказались разбитыми;
по стропильным и подстропильным фермам были обнаружены разрывы: фасонного листа крепления опорного раскоса к верхнему поясу в подстропильной ферме И, 39—41 в результате падения фермы, горизонтальной
полки в одном из уголков верхнего пояса фермы 37 около среднего .узла в результате падения фермы; по сварным швам среднего растянутого раскоса подстропильной фермы Е, 36—38 в месте его крепления к фасонке нижнего пояса среднего узла.
Кроме этого, имеются разрывы металлических конструкций фонарных рам в среднем узле ригелей в осях 37 и 38. Двутавровые балки ригеля оторвались по сварке от вертикального листа фланцевого соединения этого узла.
Результаты проверки крепления (приварки)\’ железобетонных плит к верхним поясам стропильных ферм и ригелям фонарных рам показали, что большинство железобетонных плит было приварено к фермам по проекту.
Для проверки качества примененного для конструкции металла были вырезаны 8 образцов, результаты лабораторных испытаний которых показали, что металлоконструкции изготовлены из стали марки СтЗ (спокойная) по действовавшему в то время ГОСТ 380—60.
Обрушение металлических конструкций покрытий при их монтаже на строительстве сборочно-сварного цеха
В 1962 г. произошло обрушение металлических конструкций покрытий при их монтаже на строительстве сборочно-сварного цеха машиностроительного предприятия. В результате изучения проектно-технической документации и состояния работ по монтажу конструкций, осмотра обрушившихся конструкций, проведения расчетов и испытаний материалов, а также опроса очевидцев аварии и непосредственных руководителей монтажных работ было установлено следующее.
В 1962 г. произошло обрушение металлических конструкций покрытий при их монтаже на строительстве сбо-рочно-сварного цеха машиностроительного предприятия. В результате изучения проектно-технической документации и состояния работ по монтажу конструкций, осмотра обрушившихся конструкций, проведения расчетов и испытаний материалов, а также опроса очевидцев аварии и непосредственных руководителей монтажных работ было установлено следующее.
Ввиду того что проектом связи по фонарям предусмотрены в осях 30—31, а монтаж конструкций был начат с оси 41, для обеспечения устойчивости конструкций фонаря в процессе монтажа по осям 40 и 39 были при-