Расследование причин аварии 1959 г

Расследование причин аварии 1959 г. производили две комиссии: совнархоза и Госстроя РСФСР. Комиссия совнархоза пришла к выводу, что причиной аварии бы­ла постановка в стыковом узле стропильных ферм смеж­ных пролетов (дополнительно к двум вертикальным чер­ным болтам 020 мм) четырех горизонтальных черных болтов 0 20 мм, создавших частичную неразрезность стропильных ферм смежных пролетов. Комиссия Гос­строя РСФСР, произведя расчеты металлических конст­рукций, пришла к выводу, что частичная неразрезкость стропильных ферм в стыковом узле не могла явиться причиной аварии. Основной причиной аварии было раз­рушение консоли железобетонной колонны по оси 3 ря­да В, на которую опиралась подстропильная ферма при помощи столика из двух обрезков двутавра № 20. В плоскости среза части консоли этой колонны не было обнаружено арматуры, предусмотренной рабо­чими чертежами.

Расследование причин аварии 1959 г. производили две комиссии: совнархоза и Госстроя РСФСР. Комиссия совнархоза пришла к выводу, что причиной аварии бы­ла постановка в стыковом узле стропильных ферм смеж­ных пролетов (дополнительно к двум вертикальным чер­ным болтам 020 мм) четырех горизонтальных черных болтов 0 20 мм, создавших частичную неразрезность стропильных ферм смежных пролетов. Комиссия Гос­строя РСФСР, произведя расчеты металлических конст­рукций, пришла к выводу, что частичная неразрезкость стропильных ферм в стыковом узле не могла явиться причиной аварии. Основной причиной аварии было раз­рушение консоли железобетонной колонны по оси 3 ря­да В, на которую опиралась подстропильная ферма при помощи столика из двух обрезков двутавра № 20. В плоскости среза части консоли этой колонны не было обнаружено арматуры, предусмотренной рабо­чими чертежами.
При выяснении причин обрушения покрытия, проис­шедшего в 1960 г., было установлено, что предусмотрен­ное проектом восстановление конструкций покрытия вы­полнено по проекту, за исключением замены деформиро­ванной фермы по оси 4 между рядами А и Б. Строительной организацией была произведена замена деформиро­ванных элементов этой фермы, и ее усиление аналогич­но с усилением других ферм по проекту. Это отклонение не снизило несущей способности фермы по ряду 4 по сравнению с соседней фермой по оси 5.
С целью установления причины обрушения покрытия комиссией Госстроя РСФСР было проведено следую­щее: обследованы обрушившиеся и поврежденные кон­струкции перекрытия (металлические и железобетон­ные); рассмотрены результаты поверочного расчета стро­пильных ферм, выполненного проектной организацией с учетом фактического значения постоянной нагрузки от
покрытия; рассмотрена исполнительная техническая до­кументация, приложенная к актам сдачи-приемки конст­рукций цеха; проведены контрольные испытания образ­цов металла, взятых из наиболее напряженных элементов всех обрушившихся стропильных ферм и подстро­пильной фермы по ряду Б; проведены полевые испыта­ния прочности бетона поврежденных колонн; проведены с помощью тензометров исследования действительной работы стропильных ферм под нагрузкой для установ­ления влияния на их работу частичной неразрезносги болтового соединения верхних поясов ферм двух смеж­ных пролетов; рассмотрены характер и размеры выделе­ния цементной пыли печами № 1 и 2 и отложения ее на кровле печного отделения в «горячем» конце и органи­зация уборки этой пыли с кровли цеха; выявлены при­чины усиленного выделения цементной пыли печами.
Обследованием обрушившихся металлических конст­рукций установлено отсутствие полных разрывов растя­нутых и сжатых элементов; были лишь частичные над­рывы отдельных уголков из сечений элементов ферм и сварных швов в местах больших пластических деформа­ций элементов. Наряду с этим сжатые элементы некото­рых ферм, в частности опорные раскосы, сильно дефор­мированы из плоскости ферм, что дает основание счи­тать, что эти раскосы до обрушения ферм потеряли ус­тойчивость. Наиболее показательной в этом отношении является деформация опорного раскоса, примыкающего к подстропильной ферме.

Добавить комментарий