При выяснении причин обрушения покрытия, происшедшего в 1960 г., было установлено, что предусмотренное проектом восстановление конструкций покрытия выполнено по проекту, за исключением замены деформированной фермы по оси 4 между рядами А и Б. Строительной организацией была произведена замена деформированных элементов этой фермы, и ее усиление аналогично с усилением других ферм по проекту. Это отклонение не снизило несущей способности фермы по ряду 4 по сравнению с соседней фермой по оси 5.
С целью установления причины обрушения покрытия комиссией Госстроя РСФСР было проведено следующее: обследованы обрушившиеся и поврежденные конструкции перекрытия (металлические и железобетонные); рассмотрены результаты поверочного расчета стропильных ферм, выполненного проектной организацией с учетом фактического значения постоянной нагрузки от
покрытия; рассмотрена исполнительная техническая документация, приложенная к актам сдачи-приемки конструкций цеха; проведены контрольные испытания образцов металла, взятых из наиболее напряженных элементов всех обрушившихся стропильных ферм и подстропильной фермы по ряду Б; проведены полевые испытания прочности бетона поврежденных колонн; проведены с помощью тензометров исследования действительной работы стропильных ферм под нагрузкой для установления влияния на их работу частичной неразрезносги болтового соединения верхних поясов ферм двух смежных пролетов; рассмотрены характер и размеры выделения цементной пыли печами № 1 и 2 и отложения ее на кровле печного отделения в «горячем» конце и организация уборки этой пыли с кровли цеха; выявлены причины усиленного выделения цементной пыли печами.
Обследованием обрушившихся металлических конструкций установлено отсутствие полных разрывов растянутых и сжатых элементов; были лишь частичные надрывы отдельных уголков из сечений элементов ферм и сварных швов в местах больших пластических деформаций элементов. Наряду с этим сжатые элементы некоторых ферм, в частности опорные раскосы, сильно деформированы из плоскости ферм, что дает основание считать, что эти раскосы до обрушения ферм потеряли устойчивость. Наиболее показательной в этом отношении является деформация опорного раскоса, примыкающего к подстропильной ферме.
Расследование причин аварии 1959 г
Расследование причин аварии 1959 г. производили две комиссии: совнархоза и Госстроя РСФСР. Комиссия совнархоза пришла к выводу, что причиной аварии была постановка в стыковом узле стропильных ферм смежных пролетов (дополнительно к двум вертикальным черным болтам 020 мм) четырех горизонтальных черных болтов 0 20 мм, создавших частичную неразрезность стропильных ферм смежных пролетов. Комиссия Госстроя РСФСР, произведя расчеты металлических конструкций, пришла к выводу, что частичная неразрезкость стропильных ферм в стыковом узле не могла явиться причиной аварии. Основной причиной аварии было разрушение консоли железобетонной колонны по оси 3 ряда В, на которую опиралась подстропильная ферма при помощи столика из двух обрезков двутавра № 20. В плоскости среза части консоли этой колонны не было обнаружено арматуры, предусмотренной рабочими чертежами.
Расследование причин аварии 1959 г. производили две комиссии: совнархоза и Госстроя РСФСР. Комиссия совнархоза пришла к выводу, что причиной аварии была постановка в стыковом узле стропильных ферм смежных пролетов (дополнительно к двум вертикальным черным болтам 020 мм) четырех горизонтальных черных болтов 0 20 мм, создавших частичную неразрезность стропильных ферм смежных пролетов. Комиссия Госстроя РСФСР, произведя расчеты металлических конструкций, пришла к выводу, что частичная неразрезкость стропильных ферм в стыковом узле не могла явиться причиной аварии. Основной причиной аварии было разрушение консоли железобетонной колонны по оси 3 ряда В, на которую опиралась подстропильная ферма при помощи столика из двух обрезков двутавра № 20. В плоскости среза части консоли этой колонны не было обнаружено арматуры, предусмотренной рабочими чертежами.