Учет дополнительных нагрузок

Проектировщики и научные работники считают целе­сообразным включение в нормативные документы по проектированию требований об учете дополнительной нагрузки от пыли. Называются даже значения этой на­грузки— не менее 10 Па. С этим нельзя согласиться. В современных условиях единственно правильным явля­ется устройство фильтров, исключающих выделение пы­ли, а также, как отмечалось выше, создание специаль­ной службы по контролю за эксплуатацией покрытий.

Проектировщики и научные работники считают целе­сообразным включение в нормативные документы по проектированию требований об учете дополнительной нагрузки от пыли. Называются даже значения этой на­грузки— не менее 10 Па. С этим нельзя согласиться. В современных условиях единственно правильным явля­ется устройство фильтров, исключающих выделение пы­ли, а также, как отмечалось выше, создание специаль­ной службы по контролю за эксплуатацией покрытий.
План покрытия и общий вид фермы
 
51. План покрытия и общий вид фермы
а — план покрытия;  б—схема фермы; 1 — водоизоляционпый ковер;  2 — асфальтовая стенка; 3 — шлаковата; 4 — многопустотные сборные железобетон­ные плиты; 5 — карнизная плита;;  6 — верхний пояс фермы; 7 — металличе­ские фермы
 
В 1961 г. произошло обрушение покрытия над залом, выполненного по стальным фермам пролетом 15,7 м, ус­тановленным через 3,2 м (рис. 51). Согласно проекту, верхний пояс ферм принят из двух швеллеров № 16, нижний пояс — из труб диаметром 89 мм с толщиной
стенок 6 мм, решетка — из труб диаметром 60 мм с тол­щиной стенок 5 мм. По фермам уложены многопустотные плиты высотой 16 см с круглыми отверстиями, утеплен­ные шлаковатой с металлической сеткой. По утеплителю уложены асфальтовая стяжка толщиной 4 см и водоизо-ляционный ковер.
Экспертами, расследовавшими авар.ию, совместно с комиссией Академии наук СССР, было установлено, что при возведении покрытия были допущены следующие от­ступления от проекта: асфальтовая стяжка в ряде мест уложена толщиной до 15 см вместо 4 см; пояса ферм вы­полнены из труб 089,5 мм при толщине стенок 3 и 3,5мм вместо предусмотренных труб 089 мм с толщиной стен­ки 6 мм, т. е. сечение поясов было принято вдвое мень­шим против проектного.
Контрольные испытания металла поставленных труб проведены в ЦИИИСК им. Кучеренко.
По механическим свойствам и химическому составу сталь поставленных труб отвечает марке Ст4, т. е. мар­ке стали, предусмотренной в проекте.
Повышенное значение предела текучести и снижен­ное значение относительного удлинения следует объяс­нить наклепом, вызванным перегрузкой этих элементов.
Увеличение веса асфальтовой стяжки хотя и привело к повышению усилий в элементах стальных ферм, одна­ко вызвать их разрушение не могло.
Снижение толщины стенок труб привело к значитель­ному перенапряжению ответственных элементов фермы— поясов. Фактические напряжения в этих поясах состав­ляют: в ферме № 1 с разрывом горизонтального участ­ка пояса при площади сечения трубы с учетом ослабле­ния 8,4 см2 напряжение составляло 293 МПа, а в ферме № 2 с разрывом наклонного участка пояса — 387 МПа.
Как видно, напряжения в разорвавшихся элементах значительно выше допускаемых (расчетных) —210 МПа, а в трубе нижнего пояса фермы № 2, равные 387 МПа, близки к разрушающим — 415 МПа. Следовательно, слабым звеном во всем перекрытии являются нижние пояса ферм, разрыв которых и привел к обрушению кон­струкции (см. рис. 51). Установлено, что, оставшиеся после разрушения металлоконструкции не могут быть использованы повторно.
В результате обрушения ферм покрытия над поме­щением зала опорные железобетонные подушки были вырваны из стен кладки и упали внутрь помещения вместе с фермами.
Таким образом, установлено, что замена труб толщи­ной стенок 6 мм на трубы с толщиной стенок 3 мм яви­лась решающим обстоятельством повышения напряже­ний в растянутом нижнем поясе ферм выше допустимых пределов, что и привело к разрушению конструкций.
Отмечаются также технологические трудности каче­ственного выполнения конструкций ферм в натуре. Кро­ме того, проект исключает возможность контроля сече­ний в изготовленных фермах по внешнему осмотру, в си­лу чего ошибка, допущенная при изготовлении, не могла быть обнаружена при монтаже.

Добавить комментарий