Ввиду отсутствия требуемого по проекту закрепления ферм на опорах, плохого закрепления связей или их отсутствия вообще обрушение не ограничилось одним местом, а распространилось по большой площади и было остановлено только благодаря температурному шву.
Наиболее вероятными причинами обрушения являются отсутствие вертикальных связей по фонарям пролета У— П и разрушение выполненного не по проекту конькового узла ригеля фонаря по оси 23 пролета П—/(.
Научно-технический совет ЦНИИПроектсталькон-струкции в своем решении отметил, что проект выполнен в полном соответствии с исходными данными на проектирование металлических конструкций и обрушение покрытия произошло по причине некачественного их изго< товления и монтажа.
Одновременно было отмечено, что ввиду отсутствия необходимых гарантий по качеству стали, примененным электродам, неустранимости ряда дефектов без полной разработки конструкций и, таким образом, отсутствия необходимой надежности конструкций всех пролетов куз-нечно-прессового цеха, работающих при динамических воздействиях кранов и кузнечно-прессового оборудования, а также в связи с тем, что стоимость исправления дефектов оставшейся части металлоконструкций и железобетонных плит покрытия практически одинакова со стоимостью работ по демонтажу, изготовлению новых конструкций и их монтажу, необходимо демонтировать металлоконструкции покрытия цеха, заменив их новыми.
Демонтированные конструкции можно использовать для неответственных конструкций. До монтажа новых конструкций покрытия признано необходимым устранить дефекты изготовления и монтажа железобетонных колонн, включая закладные детали. Подстропильные фермы, установленные на оголовках колонн, не закреплены четырьмя анкерными болтами из-за их отсутствия.
По заключению специальной комиссии, расчетные нагрузки на участке между фонарями и на фонарную ферму должны составлять соответственно 7,35 и 5,62 кПа (в среднем 6,5 кПа), расчетные нагрузки на металлоконструкции проектом приняты 4,800 кПа, т. е. занижены на 1,7 кПа.
У некоторых стропильных ферм отсутствовали в верхних поясах планки для опирания ребер железобетонных кровельных плит, что необходимо для усиления полок уголков при их толщине менее 10 мм.
Обнаружено отсутствие также вертикальных связей на опоре стропильых ферм по ряду У между осями 18— 19 и 17—16.
Непосредственные причины аварии
Возможны следующие непосредственные причины аварии: обрушение фонарей пролета П — У из-за нарушения неизменяемости конструкций в связи с отсутствием вертикальных связей; к таким же последствиям могло привести искривление элементов фонарей (аналогичные искривления обнаружены в сохранившейся части здания); разрушение стенки ригеля фонаря по оси 23 пролета П—К в коньковом узле из-за выполненного не по проекту защемления стенки (напряжение 330 МПа); разрушение закрепления крайней ноги фонаря к вертикальной фасонке по оси 22 пролета П—К (напряжение 360 МПа); .разрушение заводского стыка ригеля фонаря пролета У — Я на оси 22, выполненного без заварки полок ригеля (напряжение 270 МПа), при этом полиостью отсутствовали вертикальные связи по фонарю; не исключено обрушение из-за недостаточного опирания железобетонных плит покрытия.
Возможны следующие непосредственные причины аварии: обрушение фонарей пролета П — У из-за нарушения неизменяемости конструкций в связи с отсутствием вертикальных связей; к таким же последствиям могло привести искривление элементов фонарей (аналогичные искривления обнаружены в сохранившейся части здания); разрушение стенки ригеля фонаря по оси 23 пролета П—К в коньковом узле из-за выполненного не по проекту защемления стенки (напряжение 330 МПа); разрушение закрепления крайней ноги фонаря к вертикальной фасонке по оси 22 пролета П—К (напряжение 360 МПа); .разрушение заводского стыка ригеля фонаря пролета У — Я на оси 22, выполненного без заварки полок ригеля (напряжение 270 МПа), при этом полиостью отсутствовали вертикальные связи по фонарю; не исключено обрушение из-за недостаточного опирания железобетонных плит покрытия.