Начало цепи событий, приведших к катастрофе

Выбор способа монтажа боковых пролетных строений положил начало цепи событий, приведших к катастрофе. В контракте на строительство, как обычно, не был опре­делен способ монтажа конструкций. Было принято ре­шение изготовить две монтажные секции пролетного строения непосредственно на земле рядом с опорами, на которые должно было устанавливаться пролетное строение. Ширина каждой секции равнялась половине ширины пролетного строения (18,5 м), а длина соответ­ствовала полной длине пролетного строения (112) м. По окончании сборки монтажная секция поднималась до отметки верха опоры и перемещалась по вспомогатель­ным балкам в поперечном направлении до проектного положения на дальней стороне опоры. Затем на том же месте производилась сборка второй монтажной секции, после чего операции повторялись. Обе монтажные сек­ции должны были соединяться на болтах.

Выбор способа монтажа боковых пролетных строений положил начало цепи событий, приведших к катастрофе. В контракте на строительство, как обычно, не был опре­делен способ монтажа конструкций. Было принято ре­шение изготовить две монтажные секции пролетного строения непосредственно на земле рядом с опорами, на которые должно было устанавливаться пролетное строение. Ширина каждой секции равнялась половине ширины пролетного строения (18,5 м), а длина соответ­ствовала полной длине пролетного строения (112) м. По окончании сборки монтажная секция поднималась до отметки верха опоры и перемещалась по вспомогатель­ным балкам в поперечном направлении до проектного положения на дальней стороне опоры. Затем на том же месте производилась сборка второй монтажной секции, после чего операции повторялись. Обе монтажные сек­ции должны были соединяться на болтах.
Таким образом, при помощи болтового, соединения, располагавшегося по продольной оси пролетного строе­ния, предполагалось образовать коробчатую конструк­цию с тремя внутренними полостями.
Для успешного применения выбранного способа мон­тажа необходимо: почти полное совпадение продольного очертания одной монтажной секции с продольным очер­танием стыкуемой монтажной секции; существенное уве­личение жесткости верхнего пояса секции вблизи про­дольного болтового соединения для предотвращения вы­пучивания пояса под воздействием больших сжимающих напряжений; искусственное прижатие монтажных сек­ций друг к другу перед устройством продольного болто­вого соединения, поскольку каждая секция вследствие косого изгиба имела в середине пролета прогиб в гори­зонтальной плоскости, равный примерно 32 мм.
Из-за слабого контроля в процессе сборки монтаж­ных секций расхождение между внутренними ребрами секций в пролете 14—15 составляло 89 мм, а между внутренними ребрами монтажных секций в пролете 10— 11 достигало 114 мм. Недостаточное увеличение жестко­сти верхнего пояса монтажных секций в пролете 14—15 привело к тому, что выпучивание верхнего пояса между точками опирания секции и серединой пролета состави­ло 140 мм.
Для увеличения жесткости верхнего пояса монтажных секций, устанавливаемых в пролете 10—11, использова­лись специально изготовленные связи жесткости, функ­ции которых выполнял швеллер высотой 150 мм, укреп­ленный в продольном направлении на болтах на верхнем поясе вблизи продольного болтового соединения.
Для регулирования усилий, передававшихся на опо­ры площадки, на которой производилась сборка секций, была использована система гидравлических домкратов, приводимых в движение одной насосной станцией. Дав­ление, развиваемое насосами, компенсировало собствен­ный вес устанавливаемых на площадку монтажных блоков. Применением подобной системы регулирования усилий в домкратах стремились избежать перегрузки опор, обусловленной «температурным выпучиванием» со­бираемой секции. В результате нагрева верхнего пояса секции лучами солнца в дневное время середина собира­емой секции стремится приподняться. При этом на опоры, расположенные вблизи концов секции, может переда­ваться нагрузка, значительно большая, чем в обычных условиях. Кроме того, возрастают усилия, воспринимае­мые внутренними поперечными диафрагмами коробча­той секции.
Чтобы избежать усиления концевых опор и диаф­рагм, давление в домкратах поддерживалось на одном определенном уровне в зависимости от положения дом­крата в системе. В отчете комиссии, обследовавшей при­чины аварии, выражается сомнение в том, что с помощью данной системы можно эффективно контролировать про­дольное очертание собираемой монтажной секции.

Добавить комментарий