Проверочные расчеты обрушившегося пролетного строения

Проверочные расчеты обрушившегося пролетного строения были выполнены в целях проверки правильно­сти расчетов, выполненных при проектировании пролет­ного строения, а также для оценки напряженного состоя­ния пролетного строения, имевшего место непосредст­венно перед его обрушением.
Для проверки были предъявлены расчеты типового пролетного строения 1957 г. для монолитной плиты про­езжей части и типового проекта 1961 г. также для моно­литной плиты проезжей части.

Проверочные расчеты обрушившегося пролетного строения были выполнены в целях проверки правильно­сти расчетов, выполненных при проектировании пролет­ного строения, а также для оценки напряженного состоя­ния пролетного строения, имевшего место непосредст­венно перед его обрушением.
Для проверки были предъявлены расчеты типового пролетного строения 1957 г. для монолитной плиты про­езжей части и типового проекта 1961 г. также для моно­литной плиты проезжей части.
Ознакомление с этими документами показало, что расчеты выполнены в соответствии с действовавшими в период проектирования моста нормативными документа­ми и полученными к тому времени результатами научных исследований сталежелезобетонных пролетных строений, в том числе в области учета ползучести и усадки бетона.
К настоящему времени методы и нормы расчетов сталежелезобетонных пролетных строений значительно изменились; уточнены, в частности, методы учета ползу­чести бетона в неразрезных сталежелезобетонных про­летных строениях, модули упругости бетона и т. д.
Анализ расчетов показал, что проходивший по мосту тракторный поезд, формально названный «тяжеловес­ным», в действительности давал напряжения, в несколько раз меньшие, чем нормативная динамическая времен­ная нагрузка, и незначительные по сравнению с напря­жениями от постоянных нагрузок (включая регулирова­ние). Величина тяжеловесной нагрузки для .пролетного строения 63 + 84 + 63 м в действительности далеко не до­стигала проектной временной нагрузки нормальной экс­плуатации. Соответственно «тяжеловесность» проходив­шей нагрузки нельзя считать одной из причин обруше­ния пролетного строения. При отсутствии хотя бы одной из трех других выявленных комиссией причин обруше­ния (необычно низкая температура, пониженная хладо-стойкость стали и концентрация напряжений от конст­руктивно-технологических несовершенств) пролетное строение не обрушилось бы. Однако при сочетании этих трех причин пролетное строение могло обрушиться при любом динамическом воздействии нормальной эксплуа­тации, даже при проходе одиночной грузовой автомаши­ны, не говоря уже о двух нормативных колоннах автомашин, на пропуск которых был запроектирован мост.
В расчетах не обнаружено ошибок и упущений, за­вышающих расчетную несущую способность пролетного строения по отношению к действительной несущей спо­собности при обычных температурах.
В связи с весьма интенсивным регулированием про­летного строения, передававшим большие сжимающие усилия на железобетонную плиту, в стальной части кон­струкции резко преобладали растягивающие напряжения от постоянных нагрузок и воздействий, достигавшие в верхнем поясе примерно 160 МПа.
Выполнение пролетного строения сталежелезобетон-ным не могло способствовать обрушению. Наличие желе­зобетонной плиты улучшало динамические характерис­тики пролетного строения. Объединение железобетонной плиты со стальной конструкцией упорами было рассчи­тано правильно. Малое непосредственное сцепление же­лезобетона и стали, обнаруженное при осмотре обру­шенных конструкций, не могло быть причиной обрушения или способствовать ему.
Сравнением результатов химического анализа метал­ла с требованиями стандарта было установлено наличие незначительных отклонений: в одном случае содержание кремния составило 0,89 % вместо 0,75 %, допускаемых стандартом, в другом содержание хрома составило 0,51 % вместо 0,55 %, установленных стандартом.
Таким образом, металл пролетного строения моста по результатам испытаний на содержание химических эле­ментов, неоднородность макроструктуры, по микрострук­туре и результатам испытаний на растяжение относится к марке 15ХСНД и не обладает особенностями, которые могли вызвать разрушение пролетного строения.

Добавить комментарий