Обрушение металлических конст­рукций покрытий при их монтаже на строительстве сборочно-сварного цеха

В 1962 г. произошло обрушение металлических конст­рукций покрытий при их монтаже на строительстве сборочно-сварного цеха машиностроительного предприятия. В результате изучения проектно-технической документа­ции и состояния работ по монтажу конструкций, осмот­ра обрушившихся конструкций, проведения расчетов и испытаний материалов, а также опроса очевидцев ава­рии и непосредственных руководителей монтажных ра­бот было установлено следующее.

В 1962 г. произошло обрушение металлических конст­рукций покрытий при их монтаже на строительстве сбо-рочно-сварного цеха машиностроительного предприятия. В результате изучения проектно-технической документа­ции и состояния работ по монтажу конструкций, осмот­ра обрушившихся конструкций, проведения расчетов и испытаний материалов, а также опроса очевидцев ава­рии и непосредственных руководителей монтажных ра­бот было установлено следующее.
Двухпролетный корпус с пролетами по 36 м имеет длину 198 м (33 оси по 6 м), высоту до конька фермы 26,95 м (рис. 39). Общий объем работ по монтажу кон­струкций сборочно-сварочного цеха составляет 2540 т металлоконструкций и 1382 м3 сборного железобетона. Проект цеха в стадии КМ составлен специализирован­ным институтом. Деталировочные чертежи КМД по за­казу завода металлоконструкций разработаны отделени­ем специализированного института. Металлоконструк­ции изготовлены заводом металлоконструкций.
Согласно проекту производства работ монтаж конст­рукций стропильных ферм, фонарей и покрытия надле­жало производить, начиная с оси 8 по ось 41. Ввиду от­сутствия на площадке к моменту начала монтажа второго гусеничного крана монтаж конструкций пере­крытия был начат в пролете Е—И от оси 41 к оси 8.
Прибывшие с завода-изготовителя на площадку ме­таллические конструкции сборочно-сварочного цеха име­ли дефекты в сварных соединениях узлов стропильных и подстропильных ферм, фонарей и др. Для исправления дефектов сварки на месте заводом были направлены на монтажную площадку электросварщики, причем в свар­ных швах исправлялись только дефекты, которые обна­руживали внешним осмотром.
Примерно за 1,5 мес до обрушения в пролетах Г — Е к Е — И были смонтированы все колонны, портальные связи, подкрановые балки и подстропильные фермы и был начат в пролете Е — И монтаж стропильных ферм, фонарей и сборных железобетонных плит покрытия.
Сборочно-сварочный цех
 
39. Сборочно-сварочный цех
1 — разрушенный узел подстропильной фермы; 2 —колонна; 3 —ферма; 4 — подстропильная ферма; 5 — железобетонные плиты покрытия; 6 — разрушеаный узел фонаря
 
Ввиду того что проектом связи по фонарям преду­смотрены в осях 30—31, а монтаж конструкций был на­чат с оси 41, для обеспечения устойчивости конструкций фонаря в процессе монтажа по осям 40 и 39 были при-
менены расчалки. Причем было установлено, что конст­рукции фонарей были закреплены четырьмя расчалка­ми из каната диаметром 15,5 мм и тремя из стальной катанки диаметром 8 мм. В соответствии с проектом про­изводства работ установка металлоконструкций и сбор­ных железобетонных плит покрытия в проектное положе­ние производилась гусеничным краном.
В день обрушения бригада монтажников выполняла работу по укладке сборных железобетонных плит в осях 36—55. При укладке предпоследней плиты по фонарю произошло обрушение смонтированных конструкций по­крытия.
При аварии обрушились: две подстропильные фермы ряда Е в осях 36—41 и две подстропильные фермы ряда И в осях 36—41; семь стропильных ферм по осям 35— 41; фонарных рам по осям 35—40; металлические связи по нижним и верхним поясам стропильных ферм в осях 35—41; связи и импостные уголки по фанарям в осях 35—40; железобетонные плиты покрытия по фермам и фонарям между осями 35—41 и рядами Е — И; подкра­новая балка 38—41 ряда И; две фахверковые стойки по оси 41 и часть горизонтальных элементов фахверка. Объем разрушенных металлических конструкций состав­ляет 107 т и 81 м3 сборных железобетонных плит.
При осмотре обрушившихся конструкций было обна­ружено:
фермы осей 37 и 38 находятся внизу под другими упавшими конструкциями, а фермы осей 35 и 36 упали в сторону фермы оси 37 и находятся сверху фермы 37. Фермы на осях 39, 40 и 41 упали в сторону фермы 38 и находятся сверху фермы 55. Подстропильная ферма 36— 38 оси Е лежит по оси колонн, подстропильная ферма 36—38 оси И (упала внутрь пролета. Аналогичное поло­жение заняли подстропильные фермы 55—41. Ригели фонарных рам упали в сторону оси 41. Упавшие конст­рукции расположились двумя группами с промежутком между ними более 6 м;
при обрушении все конструкции сильно деформиро­вались;
железобетонные плиты покрытий оказались разби­тыми;
по стропильным и подстропильным фермам были об­наружены разрывы: фасонного листа крепления опорно­го раскоса к верхнему поясу в подстропильной ферме И, 39—41 в результате падения фермы, горизонтальной
полки в одном из уголков верхнего пояса фермы 37 око­ло среднего .узла в результате падения фермы; по свар­ным швам среднего растянутого раскоса подстропильной фермы Е, 36—38 в месте его крепления к фасонке ниж­него пояса среднего узла.
Кроме этого, имеются разрывы металлических конст­рукций фонарных рам в среднем узле ригелей в осях 37 и 38. Двутавровые балки ригеля оторвались по сварке от вертикального листа фланцевого соединения этого узла.
Результаты проверки крепления (приварки)\’ железо­бетонных плит к верхним поясам стропильных ферм и ригелям фонарных рам показали, что большинство желе­зобетонных плит было приварено к фермам по проекту.
Для проверки качества примененного для конструк­ции металла были вырезаны 8 образцов, результаты ла­бораторных испытаний которых показали, что металло­конструкции изготовлены из стали марки СтЗ (спокой­ная) по действовавшему в то время ГОСТ 380—60.

Добавить комментарий