Обрушение двух пролетов отделения выплавки электродов электросталеплавильно­го цеха

В марте 1968 г. произошло обрушение двух пролетов отделения выплавки электродов электросталеплавильно­го цеха, представляющее собой четырехпролетное зда­ние длиной 144 м с пролетами — крайними по 30 мм и средними по 24 м. Шаг колонн по крайним рядам А и Ж принят 6 м, по средним — 12 и 24 м. Стропильные фермы были установлены через 6 м. По ряду Г между осями 3—11 и 12—23 запроектирован аэрационный фонарь (рис. 60).

Контрольный химический анализ листов

Из обрушившихся конструкций были отобраны об­разцы металла для производства химических и механи­ческих испытаний. Учитывая, что свойства металла ухуд­шаются с увеличением толщины проката, исследованию подвергалась в основном универсальная и листовая сталь толщиной 30 и 32 мм, из которой изготовлялись наиболее ответственные несущие пояса конструкции. Как отмечалось выше, все изломы металлоконструкций были хрупкими.

Возможные причины обрушения конструкций

Были рассмотрены следующие возможные причины обрушения конструкций:
потеря несущей способности подкоса в плоскости опо­ры. Как уже отмечалось, это предположение не подтвер­ждается ни расчетом, ни материалами обследования;
потеря несущей способности стойки фермы вследствие эксцентрического опирания стеновых панелей на перо одного из уголков. Несмотря на значительные перенапря­жения, большинство членов технического совета счита­ют, что это предположение не подтверждается материа­лами обследования;

Читать далее

Проверка механических свойства ме­талла и сварных соединений

Проверялись механические свойства основного ме­талла и сварных соединений, химический состав метал­ла и шва. Перед вырезкой образцов для механических испытаний было произведено гамма-рентгенопросвечивание испытываемых швов. Места разрушения исследова­лись металлографическим анализом.

Читать далее

Обру­шение пролетного строения строящегося мостав Мельбурне (Австралия)

В 1970 г. в Мельбурне (Австралия) произошло обру­шение пролетного строения строящегося моста. Мост представляет собой звено новой транспортной сети, за­проектированной для обслуживания Мельбурна и его пригородов. Общая длина моста вместе с эстакадными участками на подходах превышает 2600 м. Мост пред­назначен для пропуска четырехполосного движения транспорта (в каждом направлении). Эстакадные участ­ки образованы железобетонными предварительно напря­женными пролетными строениями длиной 48,5 и 67 м. Центральный участок моста перекрыт металлическими пролетными строениями. Общая протяженность мостово­го перехода около 5000 м.

Читать далее

Предотвращение новых явлений потери устойчи­вости

Для предотвращения новых явлений потери устойчи­вости основания склада влажного концентрата были разработаны и рассмотрены несколько вариантов усиле­ния склада.
Из рассмотренных вариантов признано целесообраз­ным произвести усиление путем забивки свай с устрой­ством ростверков внутри склада как у опор, так и под штабелем концентрата. Одновременно было признано це­лесообразным дополнительно рассмотреть вариант уси­ления, рекомендованный НИИ оснований и подземных сооружений Госстроя СССР. Этот вариант сводится к устройству сплошной шарнирной железобетонной плиты (толщиной 40…50 см) с зубьями по краям. Сплошная пли­та, по предложению института, может воспринять гори­зонтальный распор от штабеля, а зубья повысят сопро­тивление основания от выпирания. Для уменьшения влия­ния гидродинамических сил на прочность основания ре­комендовано под плитой устроить дренирующий слой из крупнозернистого песка толщиной 25 см.

Читать далее

Основные причины аварий в строительстве

Анализ аварий конструкций, зданий и сооружений позволяет установить основные причины аварий: дефекты и низкое качество строительно-монтажных работ, отступление от проектов при воз­ведении зданий и сооружений и их элементов, нарушение элемен­тарных правил монтажа и условий обеспечения жесткости и устой­чивости конструкций ри проектировании и в процессе их возведе­ния, применение материалов и конструкций недостаточной прочности, замена материалов конструкций или их частей без санк­ции проектных организаций, недостатки проектных решений в со­вокупности с дефектами производства работ, перегрузка несущих конструкций в процессе эксплуатации, отсутствие надежных средств и методов антикоррозионной защиты. Как отмечалось, также одной из причин обрушений является недостаточная изученность работы некоторых конструкций под нагрузкой, дефектность, неполноцен­ность инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий ос­нований.
Изучение ричин аварий позволяет лучше понять закономерно­сти в работе конструкций, зданий и сооружений, привлечь внимание ученых, проектировщиков и строителей к недостаткам проектных решений, устранение которых должно предупредить аварии и тем самым обеспечить надежность сооружений.

Обрушение части крупнопа­нельного здания школы

В 1972 г. произошло обрушение части крупнопа­нельного здания школы. Здание состоит из трех корпу­сов— корпуса А высотой 4 этажа с размером в плане 16,8×12 м и корпусов Б и В высотой 2 этажа с разме­ром в плане соответственно 26,8X12,8 и 80X12 м (рис. 9).
Несущими конструкциями корпуса А являются по­перечные стены толщиной 15 см и ригеи, расположен­ные в основном через 7,2 м, за исключением средней ча­сти между осями 10—17, где они расположены через 3,2 и 6,8 м. На несущие стены через ригели опираются мно­гопустотные панели перекрытий. Опирание панелей на ригели осуществляется в виде платформенного стыка. В соответствии с проектом торцы многопустотных пане­лей на участках опирания должны заполняться бетоном марки М 300.
Поперечные стены опираются на фундаментные па­нели с проемами для прохода по техническому под­полью. Фундаментные параметры опираются на сборные ленточные фудаменты из сборных железобетонных бло­ков-подушек (рис. 10).
Несущими конструкциями в осях 1—9 и 20—26 слу­жат железобетонные колонны высотой в 2 этажа и бал­ки пролетом 12 м, по которым уложены многопустотные панели покрытий.

Рассмотрение обстоятельств обрушения

При рассмотрении обстоятельств обрушения было установлено, что при изготовлении стропильных железо­бетонных ферм имели место отступления от проекта, не­достаточно осуществлялся контроль за выполнением отдельных операций, а опалубочные формы были низко­го качества. Каркасы растянутых раскосов ферм выпол­нялись не по проекту, в связи с чем анкеровка их в ниж­нем поясе уменьшена.
В ряде случаев применялись каркасы с изогнутыми поперечными стержнями. Принятая фиксация закладных деталей не обеспечивала их проектного положения. Детали, предназначенные для крепления стоек ме­таллического фонаря, не имели болтов с гай­ками.
Арматурные каркасы не имели соответствующих би­рок и складировались на земле внавал. При установке спорных закладных деталей в опалубку анкерные стерж­ни в отдельных случаях срезались, при этом они заменя­лись другими стержнями, привареннми к листу фланго­вым швом, либо вовсе отсутствовали.

Процесс обрушение оболочек

Обрушение оболочек началось с двух крайних шедов в направлении 12-метрового пролета. С перерывом в не­сколько минут разрушились еще два примыкающих к ним шеда; спустя примерно 30 мин авария распростра­нилась далее в направлении пролета 12 м. Дальнейшее разрушение произошло за очень короткий срок последо­вательно ряд за рядом и прекратилось на оси М, где ока­залась кирпичная стенка, выложенная в плоскости ко­лонн и диафрагмы. Всего таким образом обрушилось 9 спаренных шедов, т.е. 18 оболочек покрытия в осях 12— 14 между рядами Б — М.