Архив рубрики: Обрушение железобетонных конструкций и сооружений
Требования по производству и приемке строительных работ при возведении силосов
ШЕДОВОЕ ПОКРЫТИЕ МЕЛАНЖЕВОГО КОМБИНАТА
Строительные работы по возведению комбината были начаты в 1952 г. К моменту обрушения из общей площади комбината около 60 тыс. м2 цехи площадью 14 тыс. м2 эксплуатировались с III квартала 1955 г., в цехах площадью 12 тыс. м2 монтировалось оборудование, на площади 4 тыс. м2 велись отделочные работы и на площади 30 тыс. м2 было выполнено только шедовое покрытие и сложены наружные ограждающие стены.
Покрытие комбината было запроектировано шедовым монолитным в виде железобетонных оболочек двоякой кривизны с сеткой колонн 12×21 м. Проект меланжевого комбината был разработан специализированной проектной организацией в 1951 г. и предусматривал размещение всех производственных цехов в одноэтажном корпусе под одной кровлей.
Теоретическое и натурально-экспериментальное исследование конструкции
Верхнее строение агрегата
При удалении траверс возможно опускание переднего конца верхнего строения при помощи системы канатов и блоков, приводимых в действие лебедкой, с вращением верхнего строения вокруг неподвижного шарнира у задних колонн. Колонны покоятся на базе агрегата, представляющей систему перекрестных ферм. На этой же базе установлены лебедки для опускания и подъема агрегата и перемещения его в горизонтальном направлении.
Цикл строительных работ
Для индустриализации арматурных работ армирование конструкций-производилось сварными каркасами. Число типов их по мере освоения конструкции на производстве сокращалось и в конечном счете свелось только к пяти типам каркасов массой 40…470 кг, армирующих всю конструкцию, кроме собственно оболочки.
Процесс обрушение оболочек
Результаты обследования и испытания материалов обрушившихся шедовых конструкций
Два первых обрушившихся шеда в прошлом были забетонированы дважды; при распалубке бетон рассыпался, и они были забетонированы вторично.
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ СИЛОСЫ
При возведении железобетонных силосных корпусов и рабочих башен зерновых элеваторов в подвижной опалубке из-за недостаточного надзора и неправильного ведения работ были срывы бетона, места которых своевременно не заделывались качественным бетоном. Наблюдался случай, когда под давлением зерна вывалилась стена силоса элеватора. Отмечены также факты перекосов подвижных форм.
Анализ недостатков строительства шедового покрытия и конструктивного решения
а) отклонение от проекта при производстве работ в части устройства стыков Передерия в местах сопряжения растянутой арматуры затяжки диафрагмы с арматурой оголовка колонны, что было обнаружено в авгуСте 1954 г. в связи с появлением трещин в местах примыкания затяжек к колоннам. Для усиления ячеек рядом с железобетонными затяжками в уровне их верхней грани были поставлены стальные затяжки из двух швеллеров № 16 длиной 42 м с заклиниванием в торце. К упущениям при производстве работ следует отнести также и то, что своевременно не было обращено внимание на отклонение колонн от вертикали при отрыве передвижной опалубки от бетона. Это отклонение и раскрытие шва в месте примыкания затяжки к колонне указывало на наличие смещений в стыке Передерия вследствие смятия бетона;