В ряде случаев применялись каркасы с изогнутыми поперечными стержнями. Принятая фиксация закладных деталей не обеспечивала их проектного положения. Детали, предназначенные для крепления стоек металлического фонаря, не имели болтов с гайками.
Арматурные каркасы не имели соответствующих бирок и складировались на земле внавал. При установке спорных закладных деталей в опалубку анкерные стержни в отдельных случаях срезались, при этом они заменялись другими стержнями, приваренными к листу фланговым швом, либо вовсе отсутствовали.
Архив рубрики: Обрушение зданий из железобетонных конструкций
СБОРНЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ КАРКАС МНОГОЭТАЖНОГО ЗДАНИЯ
Каркас представляет собой 10 железобетонных рам, расположенных поперек здания и состоящих из сборных элементов: колонн и ригелей (рис. 2). Междуэтажные перекрытия выполнены из сборных железобетонных плит размером 5,66X1,48 м.
По данным инженерно-геологических изысканий, основанием для фундаментов здания являлись моренные суглинки с гравием и щебнем мощностью 2…5 м. Фундаменты здания железобетонные монолитные из бетона марки М 300 в виде перекрестных лент.
Наружные стены кирпичные толщиной 51 см, запроектированы из семищелевых камней марок 100 и 75. Соединение сборных железобетонных элементов между собой предусмотрено на сварке с заделкой зазоров раствором и бетоном марок М 200…400.
В поперечном направлении расчетная схема была принята в виде 10-этажной рамы с жесткими узлами (рис. 3) и с колоннами, защемленными в фундаменте. В продольном направлении расчетная схема быала принята в виде рам, ригелями в которых должны были являться плиты перекрытий.
Завал конструкций, образовавшийся после обрушения
Серьезные нарушения строительных норм и правил
Поверочный расчет узлов
Как показал поверочный расчет, конструкция плит перекрытий и их соединения между собой через стальные накладки по углам не обеспечивают достаточной прочности узлов сопряжений. Моменты, возникающие в этих местах под действием ветровой нагрузки (при отсутствии полезной) в наиболее слабом сечении (в зоне плит за пределами закладных деталей), должны быть восприняты двумя стержнями арматуры плит, имеющими диаметр 8 мм, и частично арматурой сеток.
Причина обрушения
Проверка проекта каркаса здания
Поверочный расчет показал, что даже при полной заделке всех узлов каркас мог бы воспринять ветровую нагрузку не более 100 Н/м2.
В связи с тем что плиты были уложены насухо, они не могли воспринять крутящих моментов ригеля, и продольная жесткость системы монтируемых конструкций зависела в действительности только от продольной устойчивости колонн.
Расчетная проверка прочности коридорных, участков поперечных стен
Следует отметить, что указания по производству работ в зимних условиях, приведенные в типовом проекте, являются весьма неудачными, так как они, с одной стороны, рекомендуют вводить в раствор такое малое количество противоморозных добавок (5 % массы воды за-творения), которое не может обеспечить набор этим раствором прочности в зимних условиях, а с другой стороны не требуют устройства временного усиления или разгрузки коридорного участка поперечной стены на период оттаивания в соответствии с требованиями СНиП II-2-81 «Каменные и армокаменные конструкции. Нормы проектирования».