Анализ состояния обру­шившихся конструкций и нагрузок за весь период

Обрушение описываемых несущих конструкций по­крытия были рассмотрены научно-техническим советом ЦНИИПроектстальконструкции. Анализ состояния обру­шившихся конструкций и нагрузок за весь период по­казал:
при имевших место в течение двух зимних периодов (1970/71 и 1971/72 гг.) снеговых нагрузках и отсутствии утеплителя максимальные напряжения в конструкциях покрытия не превышали 140 МПа при расчетном сопро­тивлении металла 210 МПа. Таким образом, нагрузки не превышали расчетных и не могли являться причиной аварии;

Конструктивные мероприятия, устраняющие или ослабляющие концент­рацию напряжений в сварных соединениях

При разработке новых и переработке действующих типовых проектов сварных стальных конструкций, при проектировании сварных конструкций, на которые отсут­ствуют типовые проекты, а также при разработке черте­жей КМД в целях уменьшения опасности хрупкого раз­рушения металла в конструкциях в процессе их монта­жа и эксплуатации рекомендуется в дополнение к требо­ваниям НиТУ 121—55 предусматривать конструктивные мероприятия, устраняющие или ослабляющие концент­рацию напряжений в сварных соединениях в соответст­вии с «Конструктивными мероприятиями по предупреж­дению хрупкого разрушения сварных стальных конструк­ций», также приложенными к письму.

Строительство конвейерной галереи склада агломера­та

Строительство конвейерной галереи склада агломера­та началось в марте 1962 г. и закончено в сентябре 1962 г. Галерея в осях 25—32 в сентябре 1962 г. была сдана в эксплуатацию с оценкой выполненных строи­тельно-монтажных работ на «хорошо».
При выполнении строительно-монтажных работ по возведению галереи технический надзор за строитель­ством со стороны заказчика осуществлялся УКСом ме­таллургического завода, однако журнал по техническо­му надзору отсутствовал, никаких записей в адрес под­рядчика и монтажного управления нет, а акты на скрытые работы по возведению фундаментов оформле­ны только в сентябре 1962 г., т. е. за пять дней до сдачи галереи в эксплуатацию. Авторский надзор за строи­тельством галереи не осуществлялся.
С июня 1963 г, по январь 1965 г. галерея эксплуати­ровалась нормально.

Читать далее

Детальные лабораторные исследования для определения несущей способности элементов соединений

При отсутствии обоснованной аналитической модели, с помощью которой можно было бы определить несущую способность элементов соединений, было решено прове­сти детальные лабораторные исследования. Программа исследований предусматривала испытания двух элемен­тов: балки коробчатого сечения с нагрузкой, идентичной аналогичным балкам в конструкции мостика, а также узла соединения подвески с коробчатой балкой. Резуль­таты испытаний приведены на рис. 85. Здесь в графиче­ской форме показаны зависимость между несущей способностью (пределом прочности) конструкции узла сое­динения и площадью сварного шва. На рисунке показаны два вида результатов проведенных испытаний. Первые относятся к образцам, изготовленным НБС, вто­рые — к образцам, взятым из конструкции неразрушен­ного мостика. Средняя линия, проведенная по центру точек отдельных экспериментов, а также полоса, вклю­чающая 95 % этих точек, показаны на рисунке по дан­ным испытаний НБС. Точки результатов испытания об­разцов, взятых из конструкции неразрушенного мостика, падают более круто в пределах расчетной полосы.

Читать далее

По­теря местной устойчивости фасонки опорного узла и срез заклепок примыкающей к ней домкратной балки

Непосредственной причиной обрушения явились по­теря местной устойчивости фасонки опорного узла и срез заклепок примыкающей к ней домкратной балки. Мак­симальное усилие, которое могли воспринять эти за­клепки, работая в упругой стадии, не превышало 1220 кН; между тем, как показал поверочный расчет, возникшие усилия достигали 2700 кН. Столь значительное перена­пряжение заклепок вызвало неизбежный срез прикреп­ления домкратной балки к опорному узлу, что в свою очередь содействовало быстрому нарастанию усилий и еще большему деформированию фасонки опорного узла.

Читать далее

Устойчивость каркаса

Установлено, что конструкция каркаса была смонти­рована на значительной части здания на высоту 10 эта­жей без надлежащей сварки и заделки раствором всех стыков и сопряжений элементов и без кладки стен, вследствие чего не обеспечивалась устойчивость каркаса в продольном направлении.
Устойчивость каркаса в продольном направлении могла быть обеспечена при условии: замоноличивания всех швов между торцами ребристых настилов и боковой поверхностью ригелей; наличия приваренных стержней по верху настилов и полной заделки стыков ригелей с колоннами и стыков колонн, а также заделки закладных деталей и элементов, предусмотренных проектом.

Обрушение части здания жилого 5-этажного 8-секционного крупнопанельного дома

В 1975 г. на строительстве жилого 5-этажного 8-секционного крупнопанельного дома типовой серии 1-476А произошло обрушение части здания, ограниченной тем­пературными швами, в которой были смонтированы пять этажей. Монтаж здания выполнялся в зимних условиях. Конструктивная схема здания — внутренние поперечные стены толщиной 16 м с опирающимися на них через платформенные стыки многопустотными панелями (на­стилами) перекрытий высотой по проекту 22см. На уча­стке обрушения (рис. 12) разрушились все внутренние конструкции — несущие поперечные стены, продольные стены, перекрытия всех пяти этажей. Обрушившиеся кон­струкции образовали завал на высоту подвального эта­жа. Наружные стены были повреждены и находились в аварийном состоянии.

Основные дефекты силосов

Учитывая, что основные дефекты силосов, построен­ных за время 1950—1961 гг., объясняются низким каче­ством строительных работ, СН 302—65 предусмотрены требования по повышению надежности сооружений. Ми­нимальная марка бетона принята М 200, при этом учи­тывается особенность укладки бетона в скользящую опа­лубку, в связи с чем расчетное сопротивление бетона на сжатие умножается на коэффициент 0,75. Усилены го­ризонтальная и вертикальная арматуры нижней зоны стен наружных силосов, а толщина наружных стен сило­сов диаметром 6 м увеличена с 16 до 18 см.

Покрытия производственных и общественных зданий

К наиболее повторяемым авариям следует отнести обрушения металлических конструкций покрытий про­мышленных зданий, а также конвейерных галерей.
Наибольшее число обрушений металлических конст­рукций покрытий произошло в процессе их монтажа в основном из-за грубых отступлений от проектов, а так­же вследствие низкого кчества изготовления и монтажа конструкций. Следует также отметить, что наибольшее число аварий произошло со стальными конструкциями зданий, ограждающие конструкции (покрытия и стены) которых выполнялись из сборного железобетона.

Учет дополнительных нагрузок

Проектировщики и научные работники считают целе­сообразным включение в нормативные документы по проектированию требований об учете дополнительной нагрузки от пыли. Называются даже значения этой на­грузки— не менее 10 Па. С этим нельзя согласиться. В современных условиях единственно правильным явля­ется устройство фильтров, исключающих выделение пы­ли, а также, как отмечалось выше, создание специаль­ной службы по контролю за эксплуатацией покрытий.