Основная причина обрушения каркаса здания

Экспертная комиссия на основе рассмотрения проектно-технической документации, результатов физико-ме­ханических характеристик бетонов, арматуры, стальных грузовых тяг подъемников, полученных в результате испытания образцов, установила, что основной причиной обрушения каркаса здания является нарушение отдель­ных операций технологического процесса (несвоевремен­ная установка и удаление металлических клиньев в за­зорах между ядром жесткости и плитами перекрытий, частичное отсутствие деревянных клиньев в захватных гнездах, фиксирующих грузовые тяги подъемников).
Комиссия рекомендовала обследовать все здания, возводимые методом подъема перекрытий, и продолжить их строительство после устранения всех технологических отклонений и обеспечения проектных решений.

Читать далее

Нагрузки, значительно превосходящие предел упругой работы материалов

Обычно давления, возникающие при взрывах газа, создают нагрузки, значительно превосходящие предел упругой работы материалов. Поэтому единственный эко­номический способ расчета несущих элементов на дей­ствие кратковременных перегрузок состоит в том, чтобы использовать их запас прочности за пределами упруго­сти, т. е. использовать их вязкость или способность по­глощать энергию. Если исходить из того, что имеется достаточно данных о характеристиках ожидаемых пере­падов давлений и поведении сооружений под воздейст­вием этих перепадов, то при нормировании могут быть рассмотрены два варианта решения. Можно потребовать уменьшения вероятности взрыва газа, например, путем более строгого контроля за газовыми установками и вен­тиляцией или полного исключения применения газа в многоэтажных зданиях, как во Франции; либо установить требования, чтобы сооружения рассчитывались на необычные нагрузки.

Читать далее

Причины обрушения части 4-этажного корпуса

Судя по характеристикам проектных решений здания школы, качеству использованных заводских изделий и качеству строительно-монтажных работ, можно сделать вывод о том, что обрушение части 4-этажного корпуса А вызвано несколькими причинами, главнейшими из которых являются:
 

Читать далее

ПОКРЫТИЕ СТАЛЕПРОВОЛОЧНО-КАНАТНОГО ЗАВОДА

В марте 1965 г. на строительстве сталепроволочного цеха сталепроволочно-канатного завода произошло обру­шение сборных железобетонных ферм и колонн.
Сталепроволочный цех представляет собой одноэтаж­ное здание, состоящее из семи пролетов размером 24 м каждый и пристройки бытовых помещений (рис. 19). Во всех пролетах предусмотрены мостовые краны гру­зоподъемностью 5 т. Высота цеха до отметки нижнего пояса ферм в шести пролетах 8,4 м и в одном крайнем пролете 10,8 м. Колонны, подкрановые балки, стропиль­ные фермы и плиты покрытия — типовые сборные желе­зобетонные. Шаг колонн и ферм 6 м. Плиты покрытия приняты 3X6 м. Утеплитель покрытия — пенобетонные плиты плотностью 600 кг/м3. Металлический фонарь со­стоит из пяти стоек и четырех раскосов. Проект цеха был разработан в 1962 г. специализированным проект­ным институтом.

Читать далее

Единые международные рекомендации по расчету и строительству сооружений из сборных элементов боль­шого размера

Во Франции начиная с 1966 г. крупнопанельные зда­ния проектируют в соответствии с Рекомендациями по крупнопанельному домостроению, разработанными со­вместно Европейским комитетом по бетону (СЕВ), Меж­дународным советом по строительству (СИБ) и Евро­пейским союзом по строительству.
Выпущенные Европейским комитетом по бетону «Единые международные рекомендации по расчету и строительству сооружений из сборных элементов боль­шого размера» регламентируют единую систему правил проектирования крупнопанельных сооружений в стра­нах Западной Европы. Согласно этим Рекомендациям, при проектировании и строительстве здания необходимо обеспечить такие условия работы конструкции, чтобы при действии необычных нагрузок здание не развалилось бы, как карточный домик.

Читать далее

Анализ причины обрушения части крупнопа­нельного здания школы

Анализируя причины обрушения части крупнопа­нельного здания школы, целесообразно остановиться на принято-й в проекте основной конструктивной схеме зда­ния. В проекте несущими конструкциями являются пане­ли поперечных стен и ригели, являющиеся опорами для панелей перекрытий. Причем опорой для ригеля по оси А является довольно гибкая панель типа III, которая к тому же опирается на ригель через торцы панелей пере­крытий.
Такая схема требует абсолютной точности изготов­ления сопрягаемых элементов и тщательности выполне­ния соединений, что при монтаже конструкций здания школы не было обеспечено. На строительстве здания бы­ли нарушены требования строительных норм и правил к монтажу конструкций в зимнее время.

Читать далее

Основные причины аварий в строительстве

Анализ аварий конструкций, зданий и сооружений позволяет установить основные причины аварий: дефекты и низкое качество строительно-монтажных работ, отступление от проектов при воз­ведении зданий и сооружений и их элементов, нарушение элемен­тарных правил монтажа и условий обеспечения жесткости и устой­чивости конструкций при проектировании и в процессе их возведе­ния, применение материалов и конструкций недостаточной прочности, замена материалов конструкций или их частей без санк­ции проектных организаций, недостатки проектных решений в со­вокупности с дефектами производства работ, перегрузка несущих конструкций в процессе эксплуатации, отсутствие надежных средств и методов антикоррозионной защиты. Как отмечалось, также одной из причин обрушений является недостаточная изученность работы некоторых конструкций под нагрузкой, дефектность, неполноцен­ность инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий ос­нований.
Изучение причин аварий позволяет лучше понять закономерно­сти в работе конструкций, зданий и сооружений, привлечь внимание ученых, проектировщиков и строителей к недостаткам проектных решений, устранение которых должно предупредить аварии и тем самым обеспечить надежность сооружений.

Читать далее

Рассмотрение обстоятельств обрушения

При рассмотрении обстоятельств обрушения было установлено, что при изготовлении стропильных железо­бетонных ферм имели место отступления от проекта, не­достаточно осуществлялся контроль за выполнением отдельных операций, а опалубочные формы были низко­го качества. Каркасы растянутых раскосов ферм выпол­нялись не по проекту, в связи с чем анкеровка их в ниж­нем поясе уменьшена.
В ряде случаев применялись каркасы с изогнутыми поперечными стержнями. Принятая фиксация закладных деталей не обеспечивала их проектного положения. Детали, предназначенные для крепления стоек ме­таллического фонаря, не имели болтов с гай­ками.
Арматурные каркасы не имели соответствующих би­рок и складировались на земле внавал. При установке спорных закладных деталей в опалубку анкерные стерж­ни в отдельных случаях срезались, при этом они заменя­лись другими стержнями, приваренными к листу фланго­вым швом, либо вовсе отсутствовали.

Читать далее

Требо­вание о «конструктивной связности» здания или соору­жения

В связи с обрушением здания в Лондоне в канадские строительные нормы было включено специальное требо­вание о «конструктивной связности» здания или соору­жения. Это требование устанавливает, что здания и сооружения должны обладать такой конструктивной связностью, чтобы вероятность прогрессирующего разру­шения, вызванного местным разрушением конструкций от действия исключительно высоких перегрузок или не­обычных нагрузок, не предусмотренных специально в данном разделе норм, снизилась до величины, обычной в инженерной практике.
Давая оценку обычной конструкции с точки зрения прогрессирующего разрушения, Р. Ферахиан отмечает, что многие обычные типы конструкций уже обладают скрытым сопротивлением прогрессирующему разруше­нию: прочностью, гибкостью и способностью к перерас­пределению нагрузок. Примерами таких сооружений мо­гут служить здания с монолитным железобетонным и неразрезным стальным каркасом и заполнением из па­нелей. Кроме того, в прошлом инженеры были не так уж невнимательны к вопросам прогрессирующего разруше­ния, о чем свидетельствуют общепринятые правила уст­ройства связей.

Читать далее

Обрушение части здания жилого 5-этажного 8-секционного крупнопанельного дома

В 1975 г. на строительстве жилого 5-этажного 8-секционного крупнопанельного дома типовой серии 1-476А произошло обрушение части здания, ограниченной тем­пературными швами, в которой были смонтированы пять этажей. Монтаж здания выполнялся в зимних условиях. Конструктивная схема здания — внутренние поперечные стены толщиной 16 см с опирающимися на них через платформенные стыки многопустотными панелями (на­стилами) перекрытий высотой по проекту 22см. На уча­стке обрушения (рис. 12) разрушились все внутренние конструкции — несущие поперечные стены, продольные стены, перекрытия всех пяти этажей. Обрушившиеся кон­струкции образовали завал на высоту подвального эта­жа. Наружные стены были повреждены и находились в аварийном состоянии.

Читать далее