Процесс обрушение оболочек

Обрушение оболочек началось с двух крайних шедов в направлении 12-метрового пролета. С перерывом в не­сколько минут разрушились еще два примыкающих к ним шеда; спустя примерно 30 мин авария распростра­нилась далее в направлении пролета 12 м. Дальнейшее разрушение произошло за очень короткий срок последо­вательно ряд за рядом и прекратилось на оси М, где ока­залась кирпичная стенка, выложенная в плоскости ко­лонн и диафрагмы. Всего таким образом обрушилось 9 спаренных шедов, т.е. 18 оболочек покрытия в осях 12— 14 между рядами Б — М.

Читать далее

Основные дефекты силосов

Учитывая, что основные дефекты силосов, построен­ных за время 1950—1961 гг., объясняются низким каче­ством строительных работ, СН 302—65 предусмотрены требования по повышению надежности сооружений. Ми­нимальная марка бетона принята М 200, при этом учи­тывается особенность укладки бетона в скользящую опа­лубку, в связи с чем расчетное сопротивление бетона на сжатие умножается на коэффициент 0,75. Усилены го­ризонтальная и вертикальная арматуры нижней зоны стен наружных силосов, а толщина наружных стен сило­сов диаметром 6 м увеличена с 16 до 18 см.

Читать далее

Результаты обследования и испытания материалов обрушившихся шедовых конструкций

В результате обследования и испытания материалов обрушившихся шедовых конструкций, а также шедового покрытия неэксплуатируемой части комбината было установлено следующее.
Два первых обрушившихся шеда в прошлом были за­бетонированы дважды; при распалубке бетон рассыпал­ся, и они были забетонированы вторично.

Читать далее

Обрушение монолитного железобетонного силоса, полностью загру­женного пластифицированным цементом

В 1954 г. на цементном заводе произошло обрушение монолитного железобетонного силоса, полностью загру­женного пластифицированным цементом в количестве 2600т.
Силосный корпус (рис. 24), состоящий из 12 цилин­дрических силосов, был построен по типовому проекту, разработанному в 1950 г. Проектом предусматривалось возведение цементных силосов из двух групп по 6 сило-сов в каждой группе. Высота силоса от днища до верха 26,7 м; внутренний диаметр 9,5 м; толщина стенки 18 см; бетон марки М 140. Армирование стенок силоса запро­ектировано из двойной гладкой арматуры в виде отдель­ных стержней с крюками.

Читать далее

Анализ недостатков строительства шедового покрытия и конструктивного решения

На основе анализа недостатков строительства шедового покрытия и конструктивного решения его комисси­ей Госстроя СССР признано, что обрушение части по­крытия произошло в результате совокупности ряда при­чин, к которым следует отнести:
а) отклонение от проекта при производстве работ в части устройства стыков Передерия в местах сопряже­ния растянутой арматуры затяжки диафрагмы с арма­турой оголовка колонны, что было обнаружено в авгуСте 1954 г. в связи с появлением трещин в местах примы­кания затяжек к колоннам. Для усиления ячеек рядом с железобетонными затяжками в уровне их верхней грани были поставлены стальные затяжки из двух швеллеров № 16 длиной 42 м с заклиниванием в торце. К упущени­ям при производстве работ следует отнести также и то, что своевременно не было обращено внимание на откло­нение колонн от вертикали при отрыве передвижной опа­лубки от бетона. Это отклонение и раскрытие шва в мес­те примыкания затяжки к колонне указывало на нали­чие смещений в стыке Передерия вследствие смятия бетона;

Читать далее

Причины аварии силоса

В результате установлено, что в процессе строитель­ных работ были допущены значительные отступления от проекта: кольцевая арматура была уложена в количест­ве, значительно меньшем проектного; толщина стенок в отдельных случаях составляла 15,5… 16 см вместо 18 см. Качество бетона, уложенного в сооружение, признано удовлетворительным.
С наружной стороны уцелевшей части стенки силоса № 7 была вскрыта кольцевая арматура в штрабе высо­той 3,5 м. Эквивалентное сечение установленной армату­ры составило 82 % проектного.

Читать далее

Восстановление обрушившейся части покрытия

Обрушившаяся часть покрытия была восстановлена по ранее разработанному и осуществленному   проекту, который предусматривал следующие мероприятия, на­правленные на повышение общей пространственной жесткости конструкции:
через каждые три пролета в направлении 12-метро­вого пролета произведена разрезка конструкции путем устройства двух диафрагм на спаренных колоннах сече­нием 40X60 см;
увеличена жесткость бортовых элементов в направ­лении 12-метровых пролетов в местах их примыкания к колоннам путем устройства утолщений у колонн до 40см с постепенным уменьшением на протяжении 1,5…20 см, с укладкой по расчету верхней арматуры, образующей рамное соединение с колоннами;

Читать далее

Проверочный расчет армирования стен силосов

Проверочный расчет армирования стен силосов, при­нятого в проекте, показывает, что давление цемента на стенки силоса определено по формулам Янсена — Кене-на с поправочным коэффициентом 1,5. Комиссия отмети­ла, что до 1952 г. не было нормативных указаний о порядке учета нагрузок при расчете цементных сило­сов.
Следует отметить, что в процессе эксплуатации были случаи засорения выпускных отверстий из силосов вслед­ствие того, что в них из верхней галереи попадали куски древесины, комья слежавшейся цементной пыли и т. п. Чтобы улучшить выход цемента, повышали давление для подачи увеличенного количества воздуха, причем давление подаваемого воздуха из воздушной системы не контролировалось. Выходные клапаны воздухопроводов не были опломбированы.

Читать далее

Анализ причин обрушения части шедового покрытия

Переходя к анализу причин обрушения части шедового покрытия, нужно отметить, что вскрытые недостатки тонкостенной конструкции шедового покрытия и спосо­бы возведения его являются следствием того, что конст­рукция этого покрытия еще недостаточно изучена в рас­четном, конструктивном и производственном отношени­ях.\’ Кроме того, следует обратить внимание, что эта кон­струкция, главным образом в направлении 12-метрового пролета, допускает образование глубоких (свыше 2,5 м)\’ снеговых мешков, которые при отсутствии снгтотаялок создают обледенение и дополнительные нагрузки в на­правлении 12-метрового пролета, в котором, как указы­валось выше, конструкция покрытия не обладает доста­точной пространственной жесткостью.

Читать далее

Расчет цементных силосов

До 1948 г. для расчета цементных силосов пользова­лись формулами Янсена—Кенена, по которым определя­ли вертикальное и горизонтальное давления в силосах, загруженных цементом. При этом основными параметра­ми для определения давления принимали: угол внутрен­него трения для цемента ср=30° и коэффициент трения цемента по бетону f=0,58. Диаметр силосов принимался равным 11м при высоте силосов 22 м. Силосы связыва­ли между собой попарно и располагали в один ряд. В середине между парными силосами строили упаковоч­ную и лестничную клетки. Цемент выгружали цепными элеваторами или через донную галерею, оборудованную шнеками. Толщина стенок силосов принималась равной 18 см при армировании их кольцевой сеткой из армату­ры в один ряд с перепуском стыков на 20 диаметров. Бе­тон для стенок принимали марки Ml 10. По проекту с такими данными, в то время типовому, было построено много силосов на цементных заводах.

Читать далее